Вопрос 5 Метод бухгалтерского учета: определение и общая характеристика его основных элементов

Метод бухгалтерского учета- это совокупность приемов и способов, с помощью которых хозяйственная деятельность предприятий отражается в учете.

 
 
Элементы метода бухгалтерского учета


На практике применение этих элементов осуществляется в соответствии с действующими законодательными и нормативными документами, в частности стандартами бухгалтерского учета.

Документация – это способ первичного отражения объектов бухгалтерского учета с целью осуществления сполошного и непрерывного наблюдения за ними.

Инвентаризация - способ проверки фактического состояния хозяйственных средств, затрат, расчетов и пр., путем пе­ресчета. взвешивания, измерения с последующим сопоставлением полученных данных о количестве хозяйственных средств (состоянии активов(имеется ввиду оценка), расчетов на определенную дату) с данными бухгалтерского учета. При наличии расхождений (излишков или недостач) уста­навливают их причины, а также виновных лиц с отражением в учете полученных результатов в том месяце, в котором проводилась инвентаризация.

Документация и инвентаризация – это способы первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета, контроля за сохранением собственности, за правильным сохранением материальных ценностей, за законностью операций, которые совершаются.

Т.к. хозяйственные операции и средства разнообразны, необходима их оценка в едином измерителе. Таким универсальным измерителем является денежный измеритель.

Денежная оценка - это способ стоимостного измерения объектов БУ.В бухучете отражаются только те хозяйственные средства и те хозяйственные процессы, по которым можно определить стоимость.

Для обоснованного управления хозяйственными процессами необходим их тщательный и точный учет всех затрат, который касается конкретного объекта учета, т.е. определения себестоимости этих объектов.

Определение себестоимости продукции (работ, услуг) называется калькуляцией.

Оценка и калькуляция необходимы для стоимостного определения объектов бухгалтерского учета.

Изменения в составе и функциях объектов БУ вызывают необходимость их группирования. Наблюдение за этими изменениями ведут по отдельным группам, а в группах – по отдельным видам, далее по номенклатуре или по другим признакам.

Например, группа «Запасы», а в ней – виды запасов:

- «производственные запасы»

- «малоценные и быстроизнашивающиеся объекты»

- «полуфабрикаты» и др.

А в «производственных запасах»: «сырье и материалы», «топливо» и пр.

Аналогично группируются все средства, их источники, хозяйственные процессы.

Для группирования объектов бухгалтерского учета, для обобщения данных, которые содержаться в первичных документах, используют систему бухгалтерских счетов.

Бухгалтерский счет - это способ группировки, отражения состояния и изменения однород­ных по своему экономическому содержанию хозяйственных операций в целях обеспечения систематического наблюдения и контроля за наличием и изменениями средств и их источни­ков в процессе хозяйственной деятельности. Каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета.

Все хозяйственные операции отражаются в системе счетов бухгалтерского учета способом двойной записи.

Двойная запись представляет собой способ отражения хозяйственных операций по кор­респондирующим счетам бухгалтерского учета, при котором соблюдается равенство записей по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Например: Операция «Приобретение материалов» отображается как два взаимосвязанных факта:

a. поступление материалов

b. возникновение задолженности перед поставщиком за поставленные материалы.

Таким образом, бухгалтерские счета и двойная запись предназначены для текущего группирования и отображения информации об объектах бухгалтерского учета, с целью накопления и систематизации данных, необходимых для определения показателей и завершения всего учетного цикла.

В процессе хозяйственной деятельности возникает необходимость в систематическом обзоре средств предприятия и источников их образования за определенный период. Такой обзор достигается применением способа балансового обобщения.

Бухгалтерский баланс - это способ обобщенного отражения в денежной форме хозяй­ственных средств и источников их формирования на определенную дату.

В процессе хозяйственной деятельности возникает также необходимость периодического обзора результатов финансово- хозяйственной деятельности предприятий. Государством установлен перечень отчетных форм, в которых обобщены эти показатели.

Отчетность - это обобщенная информация, которая посредством системы взаимосвязан­ных показателей отражает за соответствующий период нарастающим итогом результаты, а также иные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Другими словами бухгалтерия начинается с документа и заканчивается отчетностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: