Культурология как гуманитарная наука

Культурология сравнительно молодая наука. Она выделилась в особую научную дисциплину лишь на рубеже XIX-XX вв. До этого исследование проблем различия между тем, что существует независимо от человека – природой – и тем, что создано человеком – культурой – осуществлялось в рамках философского познания бытия, мира и человека в мире.

Культура как специфический предмет изучения стала приковывать к себе интерес философов и историков лишь с XVIII в. Именно в то время, начиная с сочинений Д.Вико «Основания новой науки об общей природе наций», И.Г.Гердера «Идеи к философии истории человечества», трёх «Критик…» И.Канта, культурологических конструкций Шеллинга, Гегеля, Конта, осмысливается целостность творимого человеком мира. В конце 19 начале 20 века наблюдается сдвиг философской проблематики в сторону самостоятельного направления – культурологии. Этот сдвиг напрямую связывается с кризисом европейской культуры, классической модели культуры, отраженном в работах Хейзинга, Шпенглера, Гуссерля, Хайдеггера. К концу 20 века культурологизирование становится формой философствования, так сегодня культурология – ничто иное, как философия 20-21 века.

Термин «культурология» возник из синтеза двух слов – «культура» и «логос» (слово, учение, знание). Он возник в силу необходимости дать название, «имя» науке, ставящей своей целью исследовать законы и тенденции функционирования и развития грандиозного мира вещей и отношений, который определяется понятием «культура». В научный оборот термин «культурология» вошел в первой половине ХХ века. Он был введен в 1949 году американским антропологом Л.Уайтом (1900-1975). Считается, что с этого момента началось становление культурологии как самостоятельной, целостной науки.

Многие проблемы культуры до этого момента осмысливались в лоне таких наук как история, социология, психология, антропология (от греч. слов anthropos– человек, logos– учение), этнология (от греч. ethnos –племя, народ; наука о сравнительном изучении культур), этнография (наука, изучающая отдельные племена или общества, культуры и быт народов мира), искусствоведение, семиотика (от греч semeion – знак; наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем), лингвистика и информатика. Такое многообразие исследования культуры обусловлено многомерностью самого изучаемого феномена – культуры.

Однако ведущую роль в изучении явлений культуры, в разработке теории о данном сложнейшем социальном феномене выполняла философия. Как отрасль знания, выделившаяся из философии, культурология имеет прочные связи с философией культуры, которая анализирует природу и значение культуры. В структуру культурологического знания входят социология культуры и культурная антропология. Социология культуры изучает в частности особенности отношения к культуре различных слоев общества, так называемые субкультуры (молодежная и т.д.). Культурная антропология занимается анализом связей культуры с сущностными характеристиками человека, его психологией и менталитетом, т.е. изучением человека под углом зрения созданной им культурой. Антропология – наука о человеке. Термин ввел Аристотель. Есть разные виды – биологическая, филос., соц., этнич., индивид., культурантропология. Филос. и культ. отождествляют с исследованием примитивных культур, народов, самобытных культур; также понимают и направление в западной этнографии.

Кисинг Ф. (60-70, 19 века «Культурная антропология») обозначил проблему накопления фактологического материала об этносах и проблему обработки, выделения теоретических подходов к ним. Он обращается к термину «культура», «индивид и культура», «тип культуры».

В это же время появляются концепция культуры Э. Тайлора («Первобытная культура»). Тэйлор был эволюционистом, потому показывал единство и единообразие культуры, целостное видение, развитие по этапам от варварства к цивилизации, поэтому культуру он с цивилизацией отождествлял. видел их как комплекс знаний, веры и пр.

Другой ученый – Уайт – определял культуру как объект действительности, класс социальных явлений. культура у него надсоциальное (стоящее над человеком) явление, изучать надо не человека, а культуру. Так обозначился переход от антропологии к культурологии.

Современная антропология пытается открыть основные законы развития культуры, для этого она изучает факты, контакты, влияния культур, «аккультурацию» (например, американская школа – Боас). Британская школа (Малиновский, Редклиф-Браун) изучает феномены взаимовлияния культур – экономику, соц. институты, системы управления, «культурный обмен».

Основой культурологии является также история культуры, поскольку развитие культуры тесно связано с историческим развитием.

Как каждая наука, культурология состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Целью первого является эмпирические обобщения, первоначальная систематизация знаний о культуре как уникальном феномене. Цель второго- создание теорий и формулировка законов. Поскольку культурология – наука молодая и предмет ее исследования очень сложен, она находится пока преимущественно на эмпирическом уровне. Хотя можно говорить и о теоретических конструктах, принадлежащих Н.Я Данилевскому, О.Шпенглеру, А.Тойнби и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: