Тема 2: Участники налоговых отношений

1. Налогоплательщики, их права и обязанности.

2. Налоговые агенты.

3. Налоговые органы, их права и обязанности. Таможенные органы, госу­дарственные органы, органы государственных внебюджетных фондов.

1. Налогоплательщики, их права и обязанности.

Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о на­логах и сборах.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты пред­ставительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ).

Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федераль­ный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в российской Федера­ции, в том числе (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ):

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации (в ред. Феде­рального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ);

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ);

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введённых налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных на­логов и сборов (пп. 3 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ);

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участ­ников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 1540ФЗ);

5) формы и методы налогового контроля (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ);

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений (в ред. Федераль­ного закона от 09.07.1999 № 1540ФЗ);

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и из должностных лиц (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ).

Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 № 154-ФЗ, от 29.07.2004 №95-ФЗ).

Нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных нало­гах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 № 154-ФЗ, от 29.07.2004 № 95-ФЗ).

Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты имену­ются в тексте настоящего Кодекса «законодательство о налогах и сборах».

Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установле­нию, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отноше­ния, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответст­венности за совершение налогового правонарушения (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ).

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой тамо­женных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о на­логах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ).

Основные начала законодательства о налогах и сборах.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законода­тельство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налого­обложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогопла­тельщика к уплате налога (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ).

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно приме­няться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ).

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, нало­говые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Абзац утратил силу - Федеральный закон от 29.07.2004 № 95-ФЗ.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произ­вольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничиваю­щие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (ра­бот, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещённой законом экономической деятельности физических лиц и организаций (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ).

Абзац утратил силу - Федеральный закон от 29.07.2004 № 95-ФЗ.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а так­же иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом призна­ками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложе­ния. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким об­разом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он дол­жен платить (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ).

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов ме­стного самоуправления о налогах и сборах.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функ­ции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в преду­смотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функ­ции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по во­просам налогов и сборов.

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.

Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налого­вого периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьёй.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотрен­ных настоящей статьёй.

Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установле­ния новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправ­ления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следую­щего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опублико­вания (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ).

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчаю­щие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливаю­щие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законода­тельством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ).

Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответст­венность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие до­полнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налого­вых агентов, их представителей, имеют обратную силу (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ).

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, сни­жающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщи­ков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ).

Положения, предусмотренные настоящей статьёй, распространяются также на нор­мативные правовые акты, регулирующие порядок взимания, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации (п. 5 в ред. Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ).

Несоответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах настоящему Ко­дексу.

Нормативный правовой акт о налогах и сборах признаётся не соответствующим на­стоящему Кодексу, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права изда­вать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка из­дания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, та­моженных органов, органов государственных внебюджетных фондов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: