Лекция 1 «Основы технического обеспечения информационных технологий»

по теме № 2: Технические аспекты реализации информационных технологий.
  для курсантов очной формы обучения
по специальности 030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности
специализация уголовно-правовая
узкая специализация – дознание в органах внутренних дел

Время: 2 часа

Подготовил:

Начальник кафедры

ИКТ в деятельности ОВД

Тримасов Е.А.

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры ИКТ

в деятельности ОВД

«12» сентября 20 11 г.

Протокол № 02

Белгород – 2011


Цели занятия:

Учебная: Дать основные понятия, определения, термины и подходы к определению информационных технологий

Воспитательная: Формирование у слушателей чувства требовательности к себе при изучении нового материала.

Развивающая: Формирование у слушателей потребности в дальнейшем изучении форм и методов использования достижений отечественной и зарубежной науки и техники при решении практических задач.

Время: 2 часа.

Порядок проведения занятия:

Место проведения: Лекционный зал.

Метод проведения: Свободное изложение материала лекции с групповым обсуждением вопросов.

Материальное обеспечение: Доска. Телекомплекс. Телекарточки или ноутбук.

Примерное распределение учебного времени:

План лекции В  
Организационная часть. Поприветствовать студентов, объявить тему, цели занятия и литературу, которой можно пользоваться при изучении данного материала. 2 мин.  
1. Понятия информационных технологий. 45 мин  
2. Этапы развития и проблемы использования информационных технологий 20 мин.  
3. Виды информационных технологий 20 мин.  
Заключительная часть (подведение итогов) 3 мин.  
Всего: 90 мин.  

Основная литература:

1. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс. – СПб., Питер, 2011.

2. Дрога А.А. Математика и информатика. Учебник/ А.А. Дрога, П.Н.Жукова, Д.Н. Копонев, Д.Б. Лукьянов, А.Н. Прокопенко – Белгород. РИО БелЮИ МВД России. 2008.

3. Попов А. М. Информатика и математика для юристов: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 391 с.

4. Згадзай, О.Э. Информатика и математика: учебник / О. Э. Згадзай, А. В. Филиппов, С. Я. Казанцев. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. - 348 с. - 23-39.

5. Информационные технологии в деятельности органов внутренних дел: учебник / авт. кол. А.В. Заряев, В.И. Сумин, В.В. Меньших. - Воронеж: ВИ МВД России, 2001. - 210 с.

Дополнительная литература:

1. Минаев В.А. Информатика. Учебник. Том 1. Информатика: Концептуальные основы / А.П. Фисун, С.В. Скрыля, С.В. Дворянкин, М.М. Никитин, Н.С.Хохлов.- М.:Маросейка, 2008.-464с.

2. Ждамиров, В.И. Основы информационных технологий: учебное пособие / В. И. Ждамиров. - Воронеж: ВИ МВД России, 2002. - 260 с.


1. Понятия информационных технологий.

Термин «информационная технология», пришедший к нам из английского языка, трактуется расширительно и охватывает не только процессы и методы обработки информации, но и технические средства их осуществления.

Информационная технология связана с видом перерабатываемой информации, производимыми информационными продуктами и предоставляемыми услугами, информационной структурой, в которой используется технология.

Примерами различных ИТ могут служить:

· автоматизированное проектирование и производство;

· моделирование сложных научно-технических процессов в реальном масштабе времени;

· системы мониторинга окружающей среды, технической диагностики и контроля, телеобработка данных;

· обучающие и роботизированные системы;

· электронная почта и др.

Понятие «информационная технология» состоит из двух составляющих: «информация» и «технология». Понятие «информация» мы довольно подробно затронули на предыдущем занятии. Какой смысл вкладывается в понятие «технология»?

Технология – это совокупность (последовательность) приемов, нацеленных на создание чего-либо.

Слово «технология» происходит от греч. techne, которое означает - искусство, мастерство, умение.

Технолог – мастер, т.е человек, обладающий определенными умениями, искусством создавать тот или иной продукт. Наличие этих качеств и их достижение предполагает реализацию определенных процессов.

Процесс - определенная совокупность действий, направленных надостижение поставленной цели. (т.е. для того, чтобы создать тот или иной продукт, необходимо произвести определенные действия – процесс создания продукта. Например: процесс приготовления пищи, изготовления стула и т.п.)

Процесс определяется выбранной человеком стратегией и реализуется с помощью совокупности различных средств и методов.

Технология материального производства процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала в целях получения материального продукта.

Информация наряду с традиционными материальными ресурсами нефть, газ, и др.) является также ценным ресурсом общества. Тогда и процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию переработки исходных данных в соответствующий информационный продукт.

Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной инфор­мации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (т.е. информационного продукта).

Цель технологии материального производства – выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.

Цель информационной технологии – производство информации для ее анализа человеком и принятия на ее основе решения по выполнению какого-либо действия.

Применение различных информационных технологий переработки информации, так же как и материальных технологий, позволяет получить различные информационные продукты.

Табл. 1. Сопоставление основных компонентов технологий

Материальные компоненты Информационные компоненты
Подготовка сырья Сбор данных или первичной информации
Производство материального продукта Обработка данных и получение информации
Сбыт произведенных продуктов потребителям Передача результатов информации пользователю для принятия решения

Особенность современных ИТ по сравнению с промышленными технологиями заключается в том, что в ней и предметом и продуктом труда является информация, а орудиями труда служат средства вычислительной техники и связи.

В настоящее время повышение эффективности процесса использования информационных ресурсов общества обусловлено широким использованием микропроцессорной техники. На ее основе произошло бурное развитие электронно-вычислительной техники и ее внедрение в виде новых информационных технологий во все сферы деятельности.

Современная ИТ опирается на достижения в области разработки компьютерной техники и средств связи. С учетом акцента на выделение конкретных форм и способов применения средств вычислительной техники используют следующее определение ИТ:

Информационная технология - это система методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Федеральный закон РФ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006. в ст. 2 закрепляет следующее определение информационных технологий:

Информационные технологии – это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [1].

Реализация информационных технологий предполагает использование средств аппаратного, программного и математического обеспечения, обеспе­чивающего переработку первичной информации. Важное место среди средств занимают программные продукты - программный инструментарий информационной технологии.

Инструментарий информационной технологии – один или несколько взаимосвязанных программных продуктов, используемых для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

Виды инструментария информационных технологий:

· текстовый процессор (редактор),

· настольные издательские системы,

· электронные таблицы,

· системы управления базами данных,

· электронные записные книжки,

· электронные календари,

· информационные системы функционального назначения,

· экспертные системы и т.д.

Основными составляющими информационной технологии являются:

· определение цели,

· структурирование всех предполагаемых операций и действий, приводящих к достижению цели,

· выбор необходимого программного инструментария.

Требования к информационным технологиям:

■ высокая степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы, фазы, действия;

■ максимальное включение элементов для достижения поставленной цели;

■ высокая стандартизация и унификация этапов, действий, операций технологического процесса.

Рассматривая ИТ с позиции их реализации на основе использования современных методов и средств, а также их кардинального влияния на различные виды деятельности личности, обществ и государства принято говорить о новых информационных технологиях.

Новые информационные технологии - технологии различных видов деятельности (производства, обучения, исследований) и управления, основанные на применении вычислительной и информационной техники, специального программного, информационного и методического обеспечения.

Любой процесс использования ИТ в таком понимании включает следующие компоненты:

· прикладную информацию – объект технологического информационного процесса;

· аппаратные и программные средства - совокупность средств, обеспечивающая реализацию всех заданны видов действий над прикладной информацией;

· потребителя информации - центральный компонент информационного процесса и важнейший элемент информационной технологии, потребляющий и использующий результат преобразования прикладной информации – информационный продукт.


Основные принципы разработки новых информационных технологий:

- интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

- интегрированность (стыковка, взаимосвязь) различных программных продуктов;

- гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

Важным вопросом является соотнесение информационных технологий и информационных систем.

Информационная технология связана с информационными системами, которые являются для нее основной средой. Между ними имеются отличия. Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в электронно-вычислительной технике. Основная цель информационной технологии — получение пользователем необходимой информации.

Информационная система является человеко-машинной системой обработки информации определенной средой, состоящей из компьютеров и их сетей, программных продуктов, базы данных, людей, различного рода технических и программных, средств связи и т.д. Ее основная цель — организация, хранение и передача информации. Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы. Таким образом, информационная технология является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе.

Обобщая все вышесказанное, предлагается несколько более узкие, нежели введенные ранее, определения информационной системы и технологии, реализованные средствами компьютерной техники.

Компьютерная Информационная технология — совокупность четко организованных, определенных, целенаправленных действий персонала по переработке информации на ЭВМ.

Компьютерная Информационная система — человеко- компьютерная система для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию.

2. Этапы развития и проблемы использования информационных технологий.

Основные этапы развития ИТ:

1. Появление языка и устной речи. Речь позволяет ученикам усвоить жизненный опыт учителя вместо того, чтобы методом проб и ошибок постигать все самим. Именно с появлением языка и речи началась история человека, как человека разумного, так, как речь требует некоторого минимума абстрактного мышления.

2. Изобретение письменности. Это позволило обходиться без личного общения с учителем для усвоения опыта.

3. Изобретение книгопечатания. Печатный станок дал возможность быстро и дешево тиражировать информацию без ошибок, допускаемых переписчиками.

4. Изобретение средств связи (почты, телеграфа, телефона, радио, телевидения). Это позволило передавать информацию на большие расстояния.

5. Изобретение звукозаписи, фотографии, кино, видеозаписи. (улучшение качества информации).

6. Изобретение компьютера, который позволяет не только значительно ускорить любые расчеты, но и преобразовывать в соответствии с программой любую информацию.

7. Изобретение персонального компьютера, позволяющего отдельному пользователю обходиться без помощи программистов за счет использования заранее разработанных программ.

8. Изобретение всемирной сети Интернет и электронной почты, позволяющих отдельным людям пользоваться информационными ресурсами всего человечества, вносить свой личный вклад в эти ресурсы, общаться между собой, с частными и государственными организациями.

Начиная с середины 1980-х годов всеобщее распространение персональных компьютеров и информационных сетей - вначале в компаниях, затем среди специалистов и в домашних хозяйствах - позволило не только автоматизировать, сколько информатизировать рабочие места руководителей; при этом компьютеризация охватила все сферы офисной деятельности. Информационные технологии изменили сам подход к работе, расширив возможности людей работать как индивидуально, так и коллективно. В первое время многие компании рассматривали внутреннюю перестройку на базе использования информационных сетей как возможность снизить издержки производства. Но скоро стало ясно, что таким образом можно значительно повысить эффективность деятельности предприятия, организации.

3. Виды информационных технологий.

В настоящее время можно выделить следующие виды информационных технологий:

· информационная технология обработки данных;

· информационная технология управления;

· автоматизация офиса;

· информационная технология поддержки принятия решений;

· информационная технология экспертных систем.

Информационные технологии обработки данных предназначены для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки.

Эти технологии применяются на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленческого труда при решении задач:

· обработки данных об операциях;

· создания периодических контрольных отчетов о состоянии дел;

· получения ответов на всевозможные текущие запросы и оформления их в виде бумажных документов или отчетов.

Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей лиц, принимающих решения независимо от уровня иерархии в системе управления. Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления, используется при недостаточной структурированности решаемых задач и предполагает использование информационной технологии обработки данных.

Информационная технология управления направлена на создание различных видов отчетов, в том числе регулярных, создаваемых в соответствии с установленным графиком, определяющим время их создания, специальных, создаваемых по запросам управленцев или при незапланированном изменении состояния системы.

Автоматизация рабочих мест призвана не заменить существующую традиционную систему коммуникации персонала (совещания, телефонную связь, приказы), а лишь дополнить ее и обеспечить эффективную автоматизацию управленческого труда и наилучшее обеспечение управленцев информацией.

В настоящее время применяются компьютерные и некомпьютерные технические средства, обеспечивающие технологию автоматизации организации. К таким средствам относятся базы данных, текстовый процессор, табличный процессор, электронная почта, электронный календарь, аудиопочта, компьютерные и телеконференции, видеотекст, хранение изображений, специализированные программы управленческой деятельности ведения документов, контроля за исполнением приказов и т.д., некомпьютерные средства: аудио- и видеоконференции, факсимильная связь, ксерокс и другие средства оргтехники.

Системы поддержки принятия решений и соответствующая им информационная технология появились в конце 1970-х — начале 1980-х гг.

Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного процесса в котором участвуют:

· система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления;

· человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере.

Окончание итерационного процесса происходит по воле человека. В этом случае можно говорить о способности информационной системы совместно с пользователем создавать новую информацию для принятия решений.

Экспертные системы дают возможность лицам, принимающим решение, получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания, и обладают способностью компьютерных систем решать специальные задачи.

Главная идея использования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость.

Экспертные системы представляют собой компьютерные программы, трансформирующие опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристических правил (эвристик).

Сходство информационных технологий, используемых в экспертных системах и системах поддержки принятия решений, состоит в том, что обе они обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений. Однако имеются три существенных отличия. Первое — решение проблемы в рамках систем поддержки принятия решений отражает уровень ее понимания пользователем и его возможности получить и осмыслить решение. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности. Второе отличие указанных технологий выражается в способности экспертных систем пояснять свои рассуждения в процессе получения решения. Очень часто эти пояснения оказываются более важными для пользователя, чем само решение. Третье отличие связано с использованием нового компонента информационной технологии — знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: