Г. Барнаул

ЛЕКЦИЯ

Н А Л О Г О В Ы Й К О Н Т Р О Л Ь

г. Барнаул

1. Понятие, формы и методы налогового контроля.

1.1. Государственные органы, осуществляющие налоговый контроль.

1.2. Формы и методы осуществления налогового контроля.

1.3. Налоговый контроль и контроль за соблюдением налогового законодательства.

2. Учет налогоплательщиков.

3. Налоговая декларация.

4. Налоговый учет.

5. Налоговые проверки.

6. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля.

7. Налоговая тайна.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Налоговое право: Учебник/Под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Юристъ,2004.

2. Петрова Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов. – М.: НОРМА,2005.

3. Мещерякова О. налоговые системы развитых стран мира (справочник). – М., 1995.

4. Налоговый кодекс РФ. Часть первая: постатейный комментарий/ Под общ. ред. В.И. Слома. – М.,1998.

1. Понятие, формы и методы налогового контроля.

Налоговый контроль представляет собой совокупную систему действий налоговых и иных государственных органов по контролю за выполнением фискальнообязанными лицами норм налогового законодательства, являющуюся одним из этапов налогообложения.

Налоговый контроль следует за исчислением и уплатой налога.

На этой стадии налоговыми органами проверяется своевременность, правильность и полнота исполнения налогоплательщиками их налоговых обязанностей, а также осуществляется надзор и контроль за ведением налогоплательщиками в установленном порядке учета своих доходов и объектов налогообложения, своевременным представлением ими налоговым органам и их должностным лицам налоговых деклараций и других документов.

Таким образом, в широком смысле налоговый контроль направлен на обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет.

1.1.Государственные органы, осуществляющие налоговый контроль.

В соответствии с законодательством налоговый контроль в РФ осуществляют следующие органы:

1) налоговые органы;

2) таможенные органы;

3) органы государственных внебюджетных фондов.

Таможенные органы вправе осуществлять налоговый контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

Органы государственных внебюджетных фондов осуществляют полномочия по налоговому контролю за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, поступающих в соответствующие государственные внебюджетные фонды.

Отдельно следует сказать о роли в обеспечении мероприятий налогового контроля Федеральной службой по экономическим и налоговым преступлениям МВД России. ФСЭНП МВД РФ не относится законодательство к органам, непосредственно осуществляющим налоговый контроль, и исполняет вспомогательные функции по обеспечению соответствующей деятельности должностных лиц налоговых органов.

Органы налоговых расследований по запросу налоговых органов участвуют в проведении налоговых проверок, обеспечивая безопасность должностных лиц налоговых органов, проводящих указанные проверки и оказывая оперативное содействие в добывании информации, необходимой для целей проверок.

В процессе осуществления мероприятий налогового контроля налоговые органы активно взаимодействуют с таможенными органами, органами налоговых расследований и другими входящими в систему исполнительной власти органами специальной компетенции.

Правовой основой такого сотрудничества выступают нормы действующего законодательства, а практическая координация осуществляется на основании заключенных соглашений.

В порядке, определяемом такими соглашениями, указанные органы информируют друг друга.

2. Формы и методы осуществления налогового контроля.

Порядок осуществления налогового контроля, формы его проведения, а также права и обязанности участников мероприятий налогового контроля регулируются положениями главы 14 НК РФ.

Налоговый контроль осуществляется вышеуказанными органами в отношении следующих категорий лиц: налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

При этом непосредственной целью мероприятий налогового контроля является:

1) выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений;

2) предупреждение их совершения в будущем;

3) обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности.

Для достижения указанных целей налоговыми и иными контролирующими органами используются следующие основные формы налогового контроля:

1) налоговые проверки;

2) получение объяснений фискальнообязаных лиц;

3) проверки данных учета и отчетности;

4) осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода.

В процессе осуществления указанных форм налогового контроля производится:

а) проверка исполнения налогоплательщиками требований законодательства о постановке на налоговый учет и иных связанных с учетом обязанностей;

б) проверка исполнений налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет налогов и сборов;

в) проверка соблюдения налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством;

г) проверка соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;

д) проверка правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;

е) предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

ж) выявление нарушителей налогового законодательства и привлечение их к ответственности.

При этом под методами налогового контроля следует понимать приемы, способы или средства, применяемые сотрудниками контролирующих органов при его осуществлении.

Следует отметить, что в экономической и специальной литературе выделяют документальный и фактический налоговый контроль. Первый вид контроля реализуется в основном и в процессе камеральных проверок (проверок по предоставленным субъектами контроля бухгалтерским и иным юридически и фискально значимым документам без выезда на место).

Фактический налоговый контроль связан с проведением выездных налоговых проверок.

В зависимости от того, является ли налоговый контроль документальным или фактическим, методы его могут существенно различаться.

Выделяют следующие методы осуществления налогового контроля:

а) формальная, логическая и арифметическая проверка документов;

б) юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах;

в) встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая операция находит отражение в аналогичных документах организации-контрагента;

г) экономический анализ.

Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Остальные формы налогового контроля используются в качестве вспомогательных методов выявления налоговых правонарушений. Такими вспомогательными формами могут выступать: истребование документов, получение пояснений налогоплательщика, получение показаний свидетелей, осмотр помещений и предметов, привлечение специалиста, эксперта, сопоставление данных о расходах физических лиц их доходам.

При проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщику, плательщику сбора. Допущенные убытки подлежат возмещению в полном объеме.

3. Налоговый контроль и контроль за соблюдением налогового законодательства.

Следует различать понятия «налоговый контроль» и «контроль за соблюдением налогового законодательства», ибо последний значительно шире первого.

Они различаются по составу органов и по содержанию.

Контроль за соблюдением налогового законодательства вправе проводить:

1) финансовые органы, в частности органы федерального казначейства;

2) Счетная палата РФ – в связи с использованием юридическими лицами налоговых льгот;

Кроме того, к контролю за соблюдением налогового законодательства также относятся следующие контрольные мероприятия:

1) проводимые налоговыми органами в отношении сборщиков налогов и (сборов);

2) проводимые сборщиками налогов и сборов;

3) проводимые соответствующими органами МВД при наличии данных, указывающих на признаки преступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: