ЛЕКЦИЯ
Н А Л О Г О В Ы Й К О Н Т Р О Л Ь
г. Барнаул
1. Понятие, формы и методы налогового контроля.
1.1. Государственные органы, осуществляющие налоговый контроль.
1.2. Формы и методы осуществления налогового контроля.
1.3. Налоговый контроль и контроль за соблюдением налогового законодательства.
2. Учет налогоплательщиков.
3. Налоговая декларация.
4. Налоговый учет.
5. Налоговые проверки.
6. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля.
7. Налоговая тайна.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Налоговое право: Учебник/Под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Юристъ,2004.
2. Петрова Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов. – М.: НОРМА,2005.
3. Мещерякова О. налоговые системы развитых стран мира (справочник). – М., 1995.
4. Налоговый кодекс РФ. Часть первая: постатейный комментарий/ Под общ. ред. В.И. Слома. – М.,1998.
1. Понятие, формы и методы налогового контроля.
Налоговый контроль представляет собой совокупную систему действий налоговых и иных государственных органов по контролю за выполнением фискальнообязанными лицами норм налогового законодательства, являющуюся одним из этапов налогообложения.
Налоговый контроль следует за исчислением и уплатой налога.
На этой стадии налоговыми органами проверяется своевременность, правильность и полнота исполнения налогоплательщиками их налоговых обязанностей, а также осуществляется надзор и контроль за ведением налогоплательщиками в установленном порядке учета своих доходов и объектов налогообложения, своевременным представлением ими налоговым органам и их должностным лицам налоговых деклараций и других документов.
Таким образом, в широком смысле налоговый контроль направлен на обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет.
1.1.Государственные органы, осуществляющие налоговый контроль.
В соответствии с законодательством налоговый контроль в РФ осуществляют следующие органы:
1) налоговые органы;
2) таможенные органы;
3) органы государственных внебюджетных фондов.
Таможенные органы вправе осуществлять налоговый контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ.
Органы государственных внебюджетных фондов осуществляют полномочия по налоговому контролю за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, поступающих в соответствующие государственные внебюджетные фонды.
Отдельно следует сказать о роли в обеспечении мероприятий налогового контроля Федеральной службой по экономическим и налоговым преступлениям МВД России. ФСЭНП МВД РФ не относится законодательство к органам, непосредственно осуществляющим налоговый контроль, и исполняет вспомогательные функции по обеспечению соответствующей деятельности должностных лиц налоговых органов.
Органы налоговых расследований по запросу налоговых органов участвуют в проведении налоговых проверок, обеспечивая безопасность должностных лиц налоговых органов, проводящих указанные проверки и оказывая оперативное содействие в добывании информации, необходимой для целей проверок.
В процессе осуществления мероприятий налогового контроля налоговые органы активно взаимодействуют с таможенными органами, органами налоговых расследований и другими входящими в систему исполнительной власти органами специальной компетенции.
Правовой основой такого сотрудничества выступают нормы действующего законодательства, а практическая координация осуществляется на основании заключенных соглашений.
В порядке, определяемом такими соглашениями, указанные органы информируют друг друга.
2. Формы и методы осуществления налогового контроля.
Порядок осуществления налогового контроля, формы его проведения, а также права и обязанности участников мероприятий налогового контроля регулируются положениями главы 14 НК РФ.
Налоговый контроль осуществляется вышеуказанными органами в отношении следующих категорий лиц: налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.
При этом непосредственной целью мероприятий налогового контроля является:
1) выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений;
2) предупреждение их совершения в будущем;
3) обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности.
Для достижения указанных целей налоговыми и иными контролирующими органами используются следующие основные формы налогового контроля:
1) налоговые проверки;
2) получение объяснений фискальнообязаных лиц;
3) проверки данных учета и отчетности;
4) осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода.
В процессе осуществления указанных форм налогового контроля производится:
а) проверка исполнения налогоплательщиками требований законодательства о постановке на налоговый учет и иных связанных с учетом обязанностей;
б) проверка исполнений налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет налогов и сборов;
в) проверка соблюдения налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством;
г) проверка соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;
д) проверка правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;
е) предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
ж) выявление нарушителей налогового законодательства и привлечение их к ответственности.
При этом под методами налогового контроля следует понимать приемы, способы или средства, применяемые сотрудниками контролирующих органов при его осуществлении.
Следует отметить, что в экономической и специальной литературе выделяют документальный и фактический налоговый контроль. Первый вид контроля реализуется в основном и в процессе камеральных проверок (проверок по предоставленным субъектами контроля бухгалтерским и иным юридически и фискально значимым документам без выезда на место).
Фактический налоговый контроль связан с проведением выездных налоговых проверок.
В зависимости от того, является ли налоговый контроль документальным или фактическим, методы его могут существенно различаться.
Выделяют следующие методы осуществления налогового контроля:
а) формальная, логическая и арифметическая проверка документов;
б) юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах;
в) встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая операция находит отражение в аналогичных документах организации-контрагента;
г) экономический анализ.
Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Остальные формы налогового контроля используются в качестве вспомогательных методов выявления налоговых правонарушений. Такими вспомогательными формами могут выступать: истребование документов, получение пояснений налогоплательщика, получение показаний свидетелей, осмотр помещений и предметов, привлечение специалиста, эксперта, сопоставление данных о расходах физических лиц их доходам.
При проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщику, плательщику сбора. Допущенные убытки подлежат возмещению в полном объеме.
3. Налоговый контроль и контроль за соблюдением налогового законодательства.
Следует различать понятия «налоговый контроль» и «контроль за соблюдением налогового законодательства», ибо последний значительно шире первого.
Они различаются по составу органов и по содержанию.
Контроль за соблюдением налогового законодательства вправе проводить:
1) финансовые органы, в частности органы федерального казначейства;
2) Счетная палата РФ – в связи с использованием юридическими лицами налоговых льгот;
Кроме того, к контролю за соблюдением налогового законодательства также относятся следующие контрольные мероприятия:
1) проводимые налоговыми органами в отношении сборщиков налогов и (сборов);
2) проводимые сборщиками налогов и сборов;
3) проводимые соответствующими органами МВД при наличии данных, указывающих на признаки преступления.