Разработка и уточнение общей исходной исследовательской концепции, построение модели исследуемого явления, выдвижение гипотез

Именно в концепции диагност определяет свои предпочтения, выделяет примерные диагностические показатели, структурирует их в систему.

Важнейший момент этого этапа - выдвижение гипотезы - научного предположения, выдвигаемого для объяснения какого-либо явления и требующего проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Гипотеза диагностического исследования должна быть как можно более конкретной (обычно она формулируется по форме: Если..., то..., при условии...).

3. Планирование исследования, определение целей и задач, выбор методов и методик.

Психолог конструирует конкретный план эксперимента и согласует его с заказчиком.

Цель исследования - желаемый результат, он может быть теоретическим или прикладным. Он определяет задачи исследования, т.е. выбор путей и средств достижения целей. Задачи разбивают цель на части, выделяют "подцели".

Обязательна на этом этапе оценка теоретической и прикладной актуальности прогнозируемого результата, которая затем поможет оценить ценность и значимость.

Затем составляется перечень интересующих исследователя и важных переменных, которые разделяются на зависимые или независимые, контролируемые и неконтролируемые, измеряемые и неизмеряемые. Принимается решение о способах общей обработки полученных данных: будем ли мы сопоставлять возрастные или социальные группы, экспериментальные и контрольные и пр.

Затем определяется выборка испытуемых по объему (количество испытуемых), полу и возрасту.

И, наконец, психолог осуществляет выбор конкретных методов и методик исследования. Важно помнить, что методики должны характеризовать выделенные психологические переменные качественно и количественно, в сопоставлении актуального статуса и общих тенденций изменения и развития. По возможности необходимо сочетание данных самонаблюдения, субъективных и объективных оценок и представленность каждой из трех сфер психики: когнитивной, эмоциональной, поведенческой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: