Во время новых для него встреч, военных маневров, лихорадочного овладения знаниями, первого путешествия на Север Петр все больше ощущает глубокий разрыв между русской жизнью XVII в. и теми веяниями, которые идут из-за границы, все отчетливее понимает отсталость России во всех областях жизни. Это глубоко уязвляет его как монарха, пробуждает желание вытянуть Россию из трясины средневековой дремотной жизни, где так удобно устроились кремлевские обитатели, приказное чиновничество, воеводы, церковные иерархи.
Так Петр постепенно приходит к тем же мыслям о необходимости коренных перемен в жизни страны, продвижения России по пути европейской цивилизации, которые овладевали просвещенными деятелями правительств царей Алексея и Федора, а также царевны Софьи.
В ходе своих юношеских забав и веселых утех в Немецкой слободе Петр все Острее чувствовал правомерность действий своих бывших политических противников, тех, кого он ненавидел больше всего в жизни. Опирался он и на исторический опыт предшествующих правителей — отца и брата.
|
|
Действительно, вторая половина XVII в., по существу, подготовила многие из тех резких перемен в жизни страны, которые предпринял Петр I. В России стали появляться первые мануфактуры, бурно развивалось ремесло, мелкое товарное производство, рыночные отношения все более и более прочно стягивали воедино отдельные регионы страны, росли новые города, пополнялись населением старые городские центры. Шло реформирование армии, появились полки «иноземного строя», по-новому вооруженные и обмундированные, делались попытки построить первые русские морские корабли.
Во второй же половине века происходили серьезные изменения в системе управления страной: централизация и бюрократизация управления, управленческая машина все в большей степени оказывались в зависимости от власти монарха, «порода» постепенно уступала пальму первенства профессиональным качествам людей власти, на первый план все более определенно выходили их личные способности.
Крепнувшая абсолютистская власть царей одерживала верх над экономическими и политическими претензиями русской церкви. Падение патриарха Никона означало и победу светской власти над церковной. Ртныне церковь, еще не став послушной служанкой царской власти, уже склоняла голову перед ее мощной политической силой.
Все более светский характер приобретала и культура страны. Появились предпосылки реформ в области образования, духовной жизни общества. Церковно-идеологические начала постепенно отступали перед натиском научных знаний и представлений. Во многом олицетворением новых тенденций в экономике, военном деле, культуре становились не только просвещенные русские люди из разных слоев народа, но и иностранцы, которых стали усиленно привлекать на русскую службу уже при отце Петра, а позднее при Федоре Алексеевиче и царевне Софье. И сама Немецкая слобода, выросшая на окраине Москвы, стала средоточием этих новых людей и новых идей. «Окно в Европу» стало медленно и неуверенно приоткрываться еще до Петра.
|
|
И все же огромная, с населением в тринадцать миллионов человек, Россия трагически буксовала на дорогах истории. Передовые европейские страны Англия и Голландия, пережив буржуазные революции, стремительно набирали экономические обороты. Во Франции, Швеции, Дании, ряде других государств также назревали крупные общественные перемены. Почти повсюду в Европе, за исключением восточных ее регионов, буржуазное развитие подготавливало окончательный слом отживших средневековых канонов жизни.