Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Золотой век русского дворянства

Екатерина II Великая (1762—1796) вступила на русский престол 33 лет от роду и правила практически всю вторую половину XVIII в., которую стали называть екатерининским периодом или -эпохой Екатерины II,

Просвещенный абсолютизм. Под просвещенным абсолютизмом одни авторы понимают политику, которая, используя социальную де­магогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения старых порядков. Другие историки пытались показать, как просве­щенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно способствовал буржуазному развитию. Третьи подходят к вопросу о просвещенном абсолютизме с академических позиций, видят в нем один из этапов эволюции абсолютной монархии.

XVIII в.— время господства просветительской идеологии. Фран­цузские просветители М. Ф. Вольтер, Ш. Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения сво­боды, равенства и братства философы видели в деятельности просве­щенных монархов — мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению спра­ведливости.

Представление о государстве как о главном инструменте достиже­ния общественного блага господствовало в умах людей того времени. Идеалом Ш. Л. Монтескье, чье сочинение «О духе законов» было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монар­хия с четким разделением законодательной, исполнительной и судеб­ной властей. В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти теоретические положения. Естественно, она не могла пойти про­тив дворянства, против крепостного права. Она стремилась постро­ить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом но­вых исторических реалий, а не вводить конституционный демократи­ческий строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.

Политика просвещенного абсолютизма в России, так же как и в ряде других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостниче­ского строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой французской ре­волюции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма.

Первые годы царствования. Екатерина II обнаружила ум и спо­собности крупного государственного деятеля. Она заняла престол в сложное время. Впоследствии в своих мемуарах она вспоминала: «В 1762 г. при вступлении моем на престол я нашла сухопутную армию в Пруссии на две трети жалованье не получавшую... Внутри империи заводские и монастырские крестьяне почти все были в яв­ном непослушании властям, и к ним стали присоединяться местами и помещичьи». Екатерина II должна была выработать политику, от­вечавшую условиям Нового времени. Эта политика и получила на­звание «просвещенного абсолютизма».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: