Каждая инновация реализуется по схеме наз. инновационным циклом, включающий различные этапы от идеи до коммерсализации пр-ва.
1. фундамен. иссл-ния
2. поисковые прикладные НИР
3. Опытно-констр. работы (ОКР)
4. Освоение промыш.пр-ва
5. Распределение ранее нового товара
6. использование нового товара
7. Устаревание товара
2+3 – подготовка научно-техническая; 1+2+3+4- предпроизводственная стадия; 2+3+4+5+6 – научно-произв. цикл, 2+3+4+5+6+7 – полный инновационный цикл.
Первичным этапом нововведения яв-ся творческий акт идей, имеющий вероятностный характер. Он трудно планируется и прогнозируется, основан на чередовании накопления знаний и мгновенных озарений на тесном взаимодействии мыслительных процессов с интуитивными догадками.
За этапом зарождении идеи следует этап изобретения или разработки предметной формы новшества и появляется информационный продукт: конструк.изделия, технологич.схема процесса, доказывается научно-тех. возможность реализации идей новшества.
След.этапом яв-ся нововведение, состоящее в материализации идей и материализации информации, заложенной в НИОКР. Этап нововведения состоит из первичного акта введения единичного новшества с его последующим тиражированием.
|
|
На стадии создании образцов новшества важно иметь информацию о конкурирующих направлениях НИОКР, заруб.образцах новинок, о наличии спроса, о тех. и технолог.осуществимости, экон.целесообразности. Необходимо выбирать экон.выгодные решения и главным критерием яв-ся технолог. осуществимость и экон.эффективность.
Содержание научно-технич.этапа составляют НИОКР, лаб. технолог. испытания новых образцов, пусконаладочные работы, технич. помощь, консультации и авторский надзор за нововведениями.
Внедрение нововведения в прорм. пр-во требует новых технолог.режимов, нового типа обор-ния, но обычно старые и новые принципы и структуры.
На производственной стадии осущ-ся весь комплекс работ по освоению новой продукции, изготовление первых партий, а затем серийный (массовый) выпуск нового продукта. Используется стандарт ЕСТПП.
Виды технич. подготовки:
- конструкторская, - материальная, - документальная, - технологическая подготовка.
На стадии технич.подготови пр-ва назначают время освоения, пусковой период, составляют смету, в кот. включают все затраты периода освоения, это обычно повышенные затраты по сравнению с последующими периодами. А выручка от реализации всегда ниже, чем затраты этого периода. Разницу относят к расходам и включают в с/с продукции послед. Периода.
Производственный этап создания новшества составляют:
- инвестиционные мероприятия, связанные с организ. пр-ва новой продукции или применения новой технологии с приобретением и монтажом нового обор-ния приобретения не матер.активов, покупка лицензии, ноу-хау, пополнение оборотных ср-в.
- переквалификация, подбор и обучение персонала.
- выпуск опытных партий продукции, серийное и массовое пр-во прдукции.
- расширение масштаба пр-ва и диффузия новшества.
- выход новшества на рынок и его коммерсализация.