Развитие института банкротства в Украине

Первый закон в сфере регулирования отношений невозможности - Закон Украины от 14 мая 1992 года "О банкротстве" - был принят в процессе становления правовой системы независимой Украины в условиях отсутствия этого института частного права.

Принятие Закона было прежде всего старанием ускорить приватизационные процессы путем использования механизмов, заложенных в соответствующем законе. Практика применения первого в Украине Закона в сфере банкротства проявила существенные недостатки и пробелы в сфере регулирования соответствующих отношений, несовершенство многих правовых конструкций и неэффективность предусмотренных судебных процедур. Все это давало возможности использовать соответствующие статьи законодательства.

Закон о банкротстве 1992 года устанавливал порядок и условия признания банкротами для удовлетворения претензий кредиторов лишь такой категории субъектов предпринимательской деятельности, как юридические лица. Этим Законом предполагались только две процедуры - санация и ликвидация. За неопределенности и разработанности процедуры санации практически основной процедурой стала тогда ликвидация.

Отсутствие примеров успешной реорганизации предприятий, которые оказались в затруднительном положении, по мнению специалистов по вопросам банкротства, свидетельствовала о существенных пробелах украинского законодательства о банкротстве. Процедура санации, которая была разработана еще в советских времена (в 1990 году) в проекте закона о невозможности, не выполняла той задачи, которой на нее полагалось, - спасание несостоятельных предприятий путем их реорганизации. Практика применения этого Закона подтверждала такие выводы.

До 1995 года относительно немного предприятий было признано банкротами, прежде всего это были частные предприятия, которые обращались к этому Закону с целью решения проблем задолженности и изменения владельца обанкротившихся предприятий.

Основными недостатками Закона специалисты считали такие:

- Закон распространял свое действие только на юридических лиц;

- недостаточно четко были определены основные понятия, которые применяются в этой сфере законодательства;

- недостаточность правовых способов (судебных процедур) для вывода предприятия из финансового кризиса;

- недостаток эффективных реорганизационных процедур;

- необходимым условием осуществления санации было переведение всех долгов на санатора, что считалось препятствием для привлечения инвесторов;

- Закон не предусматривал возможности поиска компромиссов между должником и кредиторами;

- распорядителем имущества чаще выступал представитель кредиторов, как правило, представитель банка;

- в Законе непредвидилось механизмов относительно обеспечения сохранения имущества (наподобие моратория);

- к тому времени не существовал институт профессиональных управляющих в делах о банкротстве;

- Закон прежде всего был направлен на защиту имущественных интересов кредиторов, за счет ликвидации должника;

- приблизительно 80% дел о банкротстве поднималось по инициативе налоговых инспекций.

Приблизительно 80% дел о банкротстве поднималось по инициативе налоговых инспекций. Может сдаться, что целью таких обращений было пополнение бюджета. Та практика утверждает другое. Эти процессы разрешали налоговым органам избавиться неисправных налогоплательщиков и списать долги и тем самым улучшить показатели своей отчетности.

Чему же количество дел, затронутых по инициативе банков, предприятий, организаций (других кредиторов), составляла лишь около 20 % от общего количества дел? Во-первых, процесс был не дешевым для кредиторов, много из которых самые находились почти в таком же состоянии, как и должник. Во-вторых, процедуры требовали отторгать от основной работы работников предприятия, которые не имели достаточных знаний для проведения ликвидационных процедур. Специального же обучения специалистам не проводилось.

По причине отсутствия надлежащего интереса со стороны кредиторов на следующих этапах проведения, кроме первого, рассмотрение дел о банкротстве продлевался 5 лет, а тот дольше. И до сих пор в проведении судов находятся дела, которые были затронуты еще в 1995-1996 годах. Ясная вещь, эти дела большей частью находятся на этапе ликвидации, а ликвидация не двигается вперед по вышеназванным причинам.

Неразработанность многих положений Закона о банкротстве 1992 года побуждало к разработке подзаконных нормативных актов по целью заполнения пробелов и избежание конфликта.

В июне 1999 года Верховная Рада приняла закон "О Восстановлении платежеспособности должника, или признание его банкротом", который действует с 1.01.2000 г.

Как вытекает из названия Закона "О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом" (далее - Закон о банкротстве), ключевыми понятиями в этой сфере правовых отношений есть невозможность и банкротство. Согласно определениям, принятым в Законе, как невозможность определяется неспособность субъекта предпринимательской деятельности выполнить денежные обязательства после установленного срока их уплаты не иначе, как через восстановление неплатежеспособности, а банкротство является таким самым состоянием, которое невозможно исправить иначе, как через применение ликвидационной процедуры.

Новая редакция Закона существенно отличается от старого Закона, который состоял лишь из 22 статей и имел много "белых пятен". Положение новый Закон изложен в 356 пунктах и 450 подразделах и частях, которые сгруппировано в 53 статьях и 7 разделах.

Закон структурирован следующим чином:

почти половину его текст посвящен предотвращению банкротства субъектов предпринимательской деятельности, его досудовым и судебным санационным процедурам;

четвертую часть - особенностям применения положений к отдельным субъектам хозяйствования: особо опасных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также граждан- предпринимателей;

лишь 15% - порядка ликвидации должника, признанного арбитражным судом банкротом.

Концепция нового Закона предусматривает выполнение триединой задачи. Во-первых, прекращение непроизводительного использования производственных мощностей. Во-вторых, предотвращение разбазаривания имущества неплатежеспособных предприятий. В-третьих, удовлетворение претензии и требования кредиторов.

За терминологией, которая используется в Законе о банкротстве, понятии "субъект банкротства" и "банкрот" фактически являются синонимическими. Субъект банкротства - это должник, который признанный таким хозяйственным судом - и какой несостоятелен выполнить денежные обязательства. Точнее будет сказать, что здесь речь идет не о признании должника несостоятельным (в других частях Закона - "несостоятельным") выполнить свои обязательства, а банкротом. Поэтому определение должника несостоятельным происходит вместе с принятием решения о ликвидации такого должника.

Действующий сегодня Закон предусматривает процедуры, что направленные на избежания ликвидации имущества должника.

Предприятия имеют шанс восстановить свою платежеспособность с помощью процедуры санации. Санацию могут инициировать и осуществлять менеджмент предприятия в случае добровольного признания банкротом (ст. 53), кредиторы, налоговые органы и даже внешние инвесторы. Согласно ст. 17, процедура санации согласовывает советом кредиторов, длится 12 месяцев и может быть удлиненная еще на бы месяцев по решению суда. Закон (ст. 18-1) предусматривает следующие методы санации:

- реструктуризация предприятия;

- перепрофилирование производства;

- закрытие нерентабельных производств;

- отсрочка и (или) рассрочка платежей или прощение (списание)

части долгов, о чем укладывается мировое соглашение;

- ликвидация дебиторской задолженности;

- продажа части имущества должника;

- освобождение работников и другие методы.

В конце процедуры санации (или при наличии причин для ее преждевременного прекращения) управляющий санацией представляет доклад о ходе санации, на основе которой совет кредиторов постановляет решение о продолжении санации, ликвидацию предприятия или составление мирового соглашения. В случае, когда кредиторы не могут прийти к соглашению относительно дальнейшей судьбы предприятия, решение о его ликвидации постановляет судом (ст. 21-6). Таким образом, закон четко предбачає возможность проведения реструктуризации или ликвидации предприятий, а также предоставляет возможность для составления мирового соглашения.

Закон о банкротстве в новой редакции распространяется и на физических лица- предпринимателей, а также на некоторые непредпринимательские учреждения. В Законе четко выписанные функции и полномочие важных участников в судебному проведении с дела о банкротстве - арбитражных управляющих. Сравнительно с предыдущим Законом о банкротстве 1999 года новый нормативный акт содержит достаточно процессуальных норм, необходимых для решения всех проблем относительно рассмотрения этой категории дел в хозяйственных судах. Закон определяет полномочие государственного органа по вопросам банкротства - Агентства по вопросам банкротства.

Несмотря на те, что Закон сравнительно с предыдущим есть лучшим, он, по мнению специалистов, есть сложным, довольно громоздким и таким, что содержит внутренние разногласия.

Для характеристики результатов применения нового Закона целесообразно осуществить сравнение отдельных показателей за 1999 год а 2001 (табл. 3-5).

Согласно таблице 1 в 2001 году состоялось положительное уменьшение остатка нерассмотренных дел о банкротстве на конец исследуемых периодов, но одновременно это лишь следствие уменьшения количества затронутых проведением дел. Одновременно целесообразно привести еще одну статистическую информацию, которая характеризует процесс функционирования института банкротства в Украине, а именно в 2001 г. количество ликвидированных предприятий с государственной формой собственности составляла лишь 29, а предприятий, частица государственной собственности в уставном фонде которых превышала 25%, - 7. Из чего можно сделать вывод о том, что банкротство не затронуло значительную часть государственных предприятий, которые есть фактически потенциальными банкротами, а соответственно это позволяет утверждать, что созданный в Украине институт банкротства не выполняет своих основных задач, перечисленных выше.

Таблица 3

Динамика рассмотрения арбітражно-судебных дел о банкротстве местными хозяйственными судами Украины

Показатель Период
1999 р. 2001 р.
Количество нерассмотренных дел о банкротстве к началу года 10 909 10 978
Количество затронутых проведением дел и тех дел, которые поступили за подсудностью 12 619 4 727
Количество дел о банкротстве, законченных проведением 9 539 7 277
     
Остаток нерассмотренных дел о банкротстве на конец отчетного периода 13 989 8 428

Таблиия 4

Инициирование нарушения дел о банкротстве, законченных проведением

Инициаторы нарушения дела Период
1999 р. 2001 р.
Кредиторы, дел 3 725 3 268
Органы государственной налоговой службы, дел 5 458 3 615
Органы контрольно-ревизионной службы, дел    
Другие органы взыскания (фонды пенсионный, социального страхования, занятости и т.п.), дел    
Должники, дел    
   
Другие лица, дел    
Всего... 9 539 7 277

Согласно таблице 4 частица, которую занимают кредиторы среди инициаторов нарушения дела о банкротстве позволяет утверждать, что во-первых, инициирование дела о банкротстве еще не стало обычным средством решения проблемы долгов для украинских предпринимателей; во-вторых, существует определенное уныние предпринимателей в результативность использования института банкротства в Украине, учитывая ее существующую правовую регламентацию и распространенную практику рассмотрения дел.

Хотя в новой редакции Закона преимущество предоставляется не карательным функциям банкротства (ликвидация предприятия и распределение существующего имущества между кредиторами), а реорганизационным, направленным на сохранение каждого субъекта хозяйствования, возрождение его потенциала, а количество санационных процедур продолжает быть мизерной: если в 1999 г. их было проведено через арбитражные суды 21, то в 2001 г. - 16.

Таблица 5

Прекращение проведения в делах о банкротстве

Показатель 1999 р. 2001 р.
шт. % шт. %
Количество дел, прекращенных проведением: 6 904   6 028  
с утверждением ликвидатора и ликвидационного баланса 4 351 63,0 4 163 69,0
в связи с санацией должника   0,3   0,3
с утверждением мирового соглашения       7,8
В связи с выполнением всех обязательств перед кредиторами   21,5   8,4
Из других оснований   15,2   14,5

Следует отметить, что с принятием нового Закона о банкротстве реформирования этой сферы законодательства не закончилось. Об этом свидетельствует тот факт, который на протяжении последних двух лет к новый Закон внесен больше изменений, чем к закону 1992 года. Концепция законодательства о банкротстве, которая была заложена в новый Закон, не во всех случаях отвечает тем отношениям, которые сложились в экономике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: