Монизм и дуализм: Декарт, Спиноза

Рене Декарт (1596-1650). Основные работы: «Рассуждение о методе», «Начало философии».

Он является основоположником рационализма, т.е. учения, которое ведущую роль в познании отдает разуму. Он признавал существование двух начал:

  1. материальное субстанция, где основным атрибутом является протяженность (место тела или предмета в пространстве)
  2. духовная субстанция. Здесь основной атрибут – мышление, или активная деятельность мозга.

Под субстанцией он понимал все то, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция – Бог, который вечен, неуничтожим, не сотворим и является источником и причиной всего сущего.

Свойствами материальной и духовной субстанции являются модусы, например, модусами протяженности являются форма, движение, положение в пространстве; модусами мышления – чувства, желания, ощущения. При изучении проблем познания, Декарт делает акцент на научный метод, в основе которого лежит дедукция (от общего к частному). Суть метода в следующем:

1. допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, достоверное, доказанное логикой и не вызывающее сомнений знание.

2. сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи.

3. последовательно переходить от известных, доказанных вопросов к неизвестным.

4. строго соблюдать последовательность и логическую цепь исследования, не пропуская ни одного звена в логической цепочке исследования.

Свой метод он называл универсальным, аналитическим, всеобщим. Он считал, что мир познаваем только рациональным путем, а в чувственных ощущениях разум не нуждается, т.к. человеку при рождении даны врожденные идеи, такие как идея числа, фигур, математических аксиом, воли, души, Бога и т.д.

В процессе роста и развития человек как бы припоминает эти идеи и учится их использовать. Также как и Бэкон, он считал своим долгом критически оценивать все предшествующие знания. Отсюда его лозунг: «Все подвергай сомнению!». Но его сомнения – это методологический принцип. Сомневаться надо во всем, даже в собственном существовании, потому что сомнение – это один из способов мышления, а мышление – это работа разума. Следовательно, в основе бытия и познания лежит разум. Отсюда его знаменитое высказывание: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Спиноза Бенедикт (1632-1677). Основные работы: «Этика», «Философско-политический трактат».

В отличие от Рене Декарта, он по-другому решал проблему субстанции. В основе его бытия лежит одна субстанция, которую он называл то материей, то природой, то Богом и наделял его двумя главными атрибутами: протяженностью и мышлением. Эти атрибуты вечны и беспредельны. Наряду с ними существуют единичные вещи и модусы, которые конечны и преходящи.

Среди атрибутов материи он не называет движение, и это придает его философской системе метафизический характер. Он считает, что мир познаваем рациональным путем, чувственное же познание дает нам отображение собственного тела, и на основании этого формируются поверхностные представления о свойствах единичных вещей.

Истинные знания дает разум, т.к. связь идей в разуме соответствует порядку и связи вещей в самом мире. Критерием истинности знаний является ясность, отчетливость, самоочевидность логического мышления. Высшим родом знаний является интуитивное, т.к. интуиция есть непосредственное созерцание ума, благодаря которой человек постигает такое понятие, как субстанция.

Ключевым понятием в его этическом учении является детерминизм (обусловленность всего происходящего) и соотношение свободы и необходимости. Он считает, что свобода не имеет объективного содержания, она всегда субъективна. Он полагал, что мы неправомерно нечто считаем случайным по той простой причине, что не разобрались в этом явлении, и поэтому на первое место у него выходит необходимость. Желая в душе быть свободными, мы зачастую плывем по течению необходимости и вынуждены мириться с ней. Но путь к свободе лежит через нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю. Таким образом, свобода – это осознанная необходимость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: