Французские просветители

Французское просвещение возникло за несколько десятилетий до революции 1789-1794 гг. во Франции и выступило за свободу научной и философской мысли против основ феодальной идеологии. Научное знание выносилось за пределы учебных заведений и становилось предметом широкого обсуждения в образованном обществе. Источником идей французских просветителей были учения английского Просвещения.

Крупнейшим представителем Просвещения был Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778 гг.) Еще в молодости он выступил против религиозной и всякой иной нетерпимости, подвергался преследованиям и вынужден был провести значительную часть жизни за пределами родины. Яркий полемист и сатирик, он боролся против религиозного фанатизма, написал много блестящих литературных и философских произведений («Философия письма», «Философский словарь»).

Вольтер выступал за право людей на счастье и свободу. Человек свободен, потому что он имеет сознание свободы. В своих трудах он рассматривал историю не как проявление божественной воли, а как творчество самих людей. Вольтер ввел термин «философия истории», под которым понимал учение о прогрессивном развитии человечества.

Передовые философские идеи Вольтера оказали огромное влияние не только на формирование взглядов французских просветителей – Ламели, Дидро, Гольбаха, но и на духовное развитие европейского общества.

Демократическое крыло французского Просвещения возглавлял выдающийся мыслитель Жан Жак Руссо (1712-1778), труды которого сыграли значительную роль в идеологической подготовке французской революции конца 18 века. Философское мировоззрение Руссо базировалось на дуализме. Он признавал как существование материи вне и независимо от человеческого сознания, так и существование нематериальной субстанции, или «верховного разума». Материя пассивна, движение порождается нематериальной субстанцией.

Французский материализм 18 века.

В период обострения кризиса феодального строя философия французских материалистов сыграла важную роль в идеологической подготовке революции 1789-1799 гг.

Наиболее известными представителями этой философии были Дидро (1713-1784), Гельвеций (1715-1771), Гольбах (1723-1789). Французский материализм этого периода – классическая разновидность метафизического материализма в его механической форме. Механика все еще оставалась основой мировоззрения, а ее законы продолжали возводиться в ранг всеобщих.

В пределах механического материализма французские материалисты разрабатывали учение о природе, человеке, обществе. Материя, подчеркивали они, это то, что находится вне нас и вызывает ощущение. Самым главным атрибутом материи они считали движение.

Наиболее полно учение о материи, движении дано в работе Гольбаха «Система природы». Все явления природы, по Гольбаху, сводимы к различным формам движения материальных частиц, которые в своей совокупности образуют вечную природу.

Дидро, называя движение существенным свойством материи, считал, что абсолютный покой есть абстрактное понятие, которого в природе не существует. Движение есть такое же реальное свойство, как длина, ширина, глубина.

В учении о познании французские материалисты последовательно развивали сенсуализм. Источником знаний они считали ощущения, возникающие в результате воздействия внешних материальных тел на органы чувств человека.

Гельвеций полагал, что ум есть совокупность ощущений человека. Отсюда деятельность мышления он пытался свести к процессу сравнения ощущений друг с другом. А Дидро считал, что такое решение является односторонним и ставил вопрос о соотношении чувственного и логического познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: