Согласно ст.46 Конституции РБ «Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права».
На основе Конституции и основывается законодательство нашей республики в области охраны окружающей среды. Основными задачами законодательства РБ об охране окружающей среды являются:
- обеспечение благоприятной окружающей среды;
- регулирование отношений в области охраны природных ресурсов, их использования и воспроизводства;
- предотвращения вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;
- улучшения качества окружающей среды;
-обеспечение рационального использования природных ресурсов.
Приняты законы «Об охране окружающей среды», «Об обращении с отходами», «О животном мире», «О растительном мире» и другие законодательные акты.
Нашим государством проводится много работы по созданию благоприятных условий для жизни наших граждан. Проводятся мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, снижению вредного воздействия предприятий и человека на водные ресурсы, сохранению естественных экологических систем, сохранению биологического разнообразия и другие мероприятия.
Посмотрим, что было сделано и что делается по данным вопросам на территории нашего района.
Все это делается государством и организациями района. Теперь давайте посмотрим еще одну статью нашего основного закона. Согласно ст. 55 Конституции РБ «Охрана окружающей среды – долг каждого». Я еще раз повторюсь - каждого. А что мы можем увидеть у нас? Автомобиль, стоящий в прибрежной полосе водного объекта, выброшенные бутылки и другой мусор вдоль автомобильных дорог, кучи мусора в лесных массивах, прилегающих к населённым пунктам, кладбищам, на съездах с автодорог. Этот мусор сам ведь в лес не пришел, его не занесло ветром, он не появился под воздействием внешних сил, это дело рук самих же граждан. И пока сознание наших граждан будет основываться на принципе «все вокруг мое, на мой век хватит и после меня хоть потоп» мы с этим ничего не сделаем. Ведь не поставишь возле каждого дерева, на каждом съезде с автодороги инспектора или охранника. Бережное отношение к природе, к среде своего обитания должно закладываться в сознании человека еще с первых лет его жизни. Ведь ребенок получает и сохраняет информацию больше всего в первые годы жизни, и если его родители будут объяснять, личным примером показывать, как относиться к тому, что он видит перед собой, как относиться к воде, растительности, братьям нашим меньшим, то есть к животным, ко всему, что его окружает, только тогда мы воспитаем человека, способного жить в среде своего обитания, не нанося вреда ей. Такой человек, будучи просто гражданином или став руководителем, будет соблюдать основные принципы охраны окружающей среды, заложенные в ст.4 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», только тогда мы сможем сохранить и преумножить богатство нашей земли и нам не будет стыдно перед будущими поколениями
|
|
|
|
Статья 4. Основные принципы охраны окружающей среды
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и граждан, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдения права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;
обеспечения благоприятных условий для жизни и здоровья граждан;
научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства в целях обеспечения благоприятной окружающей среды;
охраны, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
предупредительного характера мер по охране окружающей среды и предотвращению вреда окружающей среде;
государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования;
платности специального природопользования и возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду;
независимости контроля в области охраны окружающей среды;
обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать вредное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан;
учета природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
приоритета сохранения естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов и природных комплексов;
допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окружающей среды;
обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан;
сохранения биологического разнообразия;
обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к юридическим лицам и гражданам, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность или планирующим ее;
презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов;
запрещения хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды;
гласности в работе государственных органов, общественных объединений по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения граждан полной, достоверной и своевременной информацией о состоянии окружающей среды;
недопущения совмещения функций государственного регулирования, управления и контроля в области охраны окружающей среды и функций природопользования;
ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды;
|
|
организации и развития системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирования экологической культуры;
международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.
Статья 7. Основные направления государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды
Основными направлениями государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды являются:
обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;
совершенствование государственного управления в области охраны окружающей среды;
научное обеспечение охраны окружающей среды;
создание правового и экономического механизмов, стимулирующих рациональное использование природных ресурсов;
рациональное использование природных ресурсов;
совершенствование системы охраны окружающей среды и природопользования;
создание сети особо охраняемых природных территорий;
обеспечение сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;
обеспечение непрерывного функционирования Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь;
проведение государственной экологической экспертизы;
информирование граждан о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;
организация и развитие системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирование экологической культуры, а также подготовка и переподготовка специалистов для деятельности в области охраны окружающей среды;
оказание содействия общественным объединениям, осуществляющим свою деятельность в области охраны окружающей среды;
привлечение граждан, общественных объединений к охране окружающей среды и контролю за ее состоянием;
международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Статья 8. Органы, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды
|
|
Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами, иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления и их территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.
К специально уполномоченным республиканским органам государственного управления относятся Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь, Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь и иные республиканские органы государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 81. Компетенция Президента Республики Беларусь в области охраны окружающей среды
Президент Республики Беларусь в области охраны окружающей среды:
определяет единую государственную политику;
утверждает государственные программы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
устанавливает порядок предоставления природных ресурсов в пользование и принимает решения о предоставлении их в пользование в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
объявляет зоны экологического бедствия;
устанавливает срок приостановления работы промышленных и иных объектов, расположенных в зоне экологического бедствия;
осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 12. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды
Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, а также на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды.
Граждане имеют право:
создавать в соответствии с законодательством Республики Беларусь общественные объединения, осуществляющие свою деятельность в области охраны окружающей среды, и общественные фонды охраны природы;
обращаться в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в органы государственного управления, иные организации и к должностным лицам для получения полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;
принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности;
вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды;
осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды;
обращаться в государственные органы с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, вредного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду.
Граждане обязаны:
соблюдать законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды;
повышать экологическую культуру, содействовать воспитанию в этой области подрастающего поколения;
беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы;
выполнять требования в области обращения с отходами;
выполнять требования пожарной безопасности;
соблюдать правила охоты и рыболовства;
выполнять требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в помещениях, на улицах, во дворах, на территории садоводческих товариществ (кооперативов), в местах отдыха и иных общественных местах;
выполнять предписания органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды;
возмещать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, вред, причиненный их действиями окружающей среде.
Законодательством Республики Беларусь могут быть определены иные права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды.
СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР, КОТОРЫЙ ЦЕНИТ И СОХРАНЯЕТ ПРИРОДУ
Миссия МСОП:
Осуществление руководства и оказание содействия мировому природоохранному движению для поддержки целостности и сохранения разнообразия живой природы и обеспечения использования человеком природных ресурсов на устойчивой и разумной основе.
В соответствии с этим, МСОП – Всемирный союз охраны природы открыт для конструктивного сотрудничества с любой организацией, стремящейся к сохранению природы и природных ресурсов. Наша главная цель - способствовать росту эффективности действий по охране окружающей среды вне контекста политических и социальных амбиций.
Наш союз имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН и поддерживает тесные рабочие связи со многими межправительственными организациями и программами, особенно с ЮНЕСКО, ФАО, ПРООН и ЮНЕП.
Цели МСОП:
Борьба с кризисом исчезновения видов:
Кризис вымирания видов и колоссальные потери биоразнообразия воспринимаются как всеобщие забота и ответственность, реализующиеся в активных действиях по сокращению потерь внутривидового, межвидового и экосистемного биоразнообразия.
Сохранение целостности экосистем:
Поддержка и восстановление, в случае целесообразности, экосистем, а также обеспечение использования природных ресурсов на устойчивой и разумной основе.
В рамках международных конвенций Всемирный союз охраны природы помог более чем 75 странам подготовить, а главное реализовать национальные природоохранные стратегии и планы действий. В Секретариате МСОП работают около 1000 сотрудников, большинство из которых находятся в 60 региональных и страновых офисах, расположенных в 42 государствах мира. Около 100 человек трудятся в штаб-квартире союза в городе Гланд, Швейцария.
С момента своего создания МСОП стремится к оптимизации совместных усилий по внедрению научных подходов в области принятии мировым политическим истеблишментом ответственных решений по вопросам охраны природы. Это означает, что принятие решений в природоохранной деятельности должно базироваться строго на научной основе, с использованием последних научных разработок.
Диапазон деятельности союза весьма широк: от сохранения исчезающих видов, охраняемых природных территорий и управления экосистемами до природоохранного законодательства и социальной политики.
Услуги:
МСОП оказывает целый спектр услуг в области охраны природы и развития:
Обеспечение доступа к глобальной сети экспертов (в научной, социальной и технической областях), которые работают непосредственно в сфере охраны природы.
Развитие сотрудничества с партнёрами на региональном уровне через страновые и региональные офисы.
Использование МСОП в качестве независимого форума на базе Национальных и Региональных Комитетов, а также Комиссий, которые объединяют широкий круг людей и их точки зрения – от регионального до местного уровня.
Проведение глобальные форумов, таких как Всемирный конгресс по охране природы, Всемирный конгресс парков и встречи членов Комиссий на мировом уровне.
Навыки
Помощь в подготовке рабочих встреч, таких как Конференции Сторон международных природоохранных конвенций.
Проведение тренингов по различным аспектам охраны природы.
Обучение навыкам привлечения инвестиций в области охраны окружающей среды.
Организация и проведение публичных консультаций.
Оценка состояния окружающей природной среды.
Осуществление мониторинга и оценки.
Знания
Распространение знаний и опыта специалистов посредством публикаций книг и докладов.
Создание руководств по экологическому менеджменту в отдельных отраслях народного хозяйства.
Достоверная информация – «Красные списки» видов, находящихся под угрозой исчезновения, Категории МСОП для охраняемых природных территорий.
Экспертиза в области экологического права и законодательная база данных в Центре экологического права МСОП в Бонне.
МСОП придерживается принципов партнёрства и сотрудничества, которые дают возможность сочетать приоритеты охраны природы с интересами развития общественного и частного секторов, что играет жизненно важную роль в достижении природоохранных целей.
Основным вкладом МСОП в области охраны природы является:
Содействие в разработке и принятии многих международных природоохранных соглашений, начиная с Конвенции о Международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) в 1972 году и до Конвенции о биологическом разнообразии в 1993 году. Вклад МСОП в международное и национальное природоохранное законодательство оценивается нашими партнерами как одно из наиболее важных достижений союза.
Новаторские идеи Всемирного союза охраны природы, такие как концепция по устойчивому развитию, биоразнообразие и управление экосистемами вылились в принятие на международном уровне документов: Всемирная стратегия охраны природы (1980), Забота о Земле (1991) и Глобальная стратегия по биоразнообразию (1992).
Проведение сессий Глобального форума по биоразнообразию (GBF) дают возможность неправительственным организациям и отдельным специалистам внести значительный вклад в повышение эффективности Конвенции по биологическому разнообразию.
Подготовка основополагающих документов для долгосрочного проекта «Будущее воды и природы», представленные Всемирной комиссии по воде в марте 2000 года во время проведения второго Всемирного водного форума. Подготовлен также детальный План действий для достижения намеченных целей.
Инициация и проведение всемирных форумов по проблемам охраны природы, включая Всемирный Конгресс по охране природы и Всемирный конгресс парков.
Сотрудничество МСОП и Всемирного банка по созданию Всемирной комиссии по плотинам.
Форум Земли, поддержанный совместно МСОП и Советом Земли, для организации диалога между частным сектором и международными природоохранными организациями.
«Красные списки» МСОП и Планы действий по угрожаемым видам используются многими организациями и политиками, как наиболее авторитетные документы в области сохранения биоразнообразия.
Экспертиза предложений по контролю международной торговли исчезающими видами, осуществляемая МСОП, была признана ключевым инструментом для принятия решений по Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны (СИТЕС).
Оценка номинаций природных объектов для включения в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
МСОП стремится укрепить свою лидирующую роль в области знаний по биоразнообразию и будет работать более эффективно в разработке, оценке и развитии экологической политики, укрепляя и расширяя стратегическое партнёрство с другими организациями, особенно с ЮНЕП, ФАО, Институтом мировых ресурсов, ВВФ и др.
Контрольные вопросы
Назовите значение рационального использования природных ресурсов для экономики страны и жизнедеятельности человека.
Охарактеризуйте культурно-воспитательное значение природы
Назовите причины необходимости охраны окружающей среды.
Приведите статьи Конституции Республики Беларусь об охране природы.
Перечислите и дайте краткое содержание документов Республики Беларусь, определяющих ответственность министерств, организаций, учреждений и граждан за охрану и рациональное использование природных ресурсов.
Дайте понятие о персональных возможностях и ответственности работников лесного хозяйства Республики Беларусь в деле охраны окружающей среды.
Дайте понятие о Красной книге Республики Беларусь, виды зверей, птиц и рыб, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь.
Перечислите и дайте краткое содержание законов Республики Беларусь об охране и использовании животного мира.
Дайте понятие об охране охотничьих животных в Республики Беларусь.
Охарактеризуйте заповедно-охотничьи хозяйства, заповедники, заказники, национальные парки и другие, их назначение в Республики Беларусь.
Охарактеризуйте Закон Республики Беларусь об охране окружающей среды и о рациональном использовании природных ресурсов.
Охарактеризуйте международную пропаганду охраны природы. Международный союз охраны природы (МСОП), ООН, ЮНЕСКО их деятельность.