Шестой признак гармонии — ясность, легкость восприятия

Классическому стилю во всех его проявлениях присуща рациональность и ясность-неотъемлемые признаки гармонии. Всё рациональное ясно, то есть легко воспринимается человеческим разумом и чувствами. Рациональное — это логичное, упорядоченное, организованное. Античные философы именно так представляли себе Космос: он расчислен, размерен, умопостигаем, закономерно «разгорается и угасает». Здесь главный бог — это Логос (слово, смысл). Он враждебен всему темному, смутному, мистическому, хаотичному.

Логичность системы, очевидность закона её строения, ясность постижения-существенные признаки гармонии.

Седьмой признак гармонии — уместность, соответствие, природосообразность.

Природа,как было сказано, это свойство Вселенной в целом. Любая часть природы гармонично сочетается со всеми остальными, составляя систему. Гармоничное произведение искусства — это также система, в которой каждый элемент родствен другим, каждый на своем месте, и если заменить его другим — это нарушит гармонию. Так, например, апокалиптическая саранча — страшное чудовище, лишенное и красоты, и гармонии:

По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; … И волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов; … У ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала… (Откр. 9:7,8,10)

Мы судим об уместности частей композиции при помощи сравнения данной системы с какой-либо природной. Даже в абстрактной живописи В. Кандинского сам художник усматривал картины космических катаклизмов, «грохочущее столкновение миров». И хотя эта живопись далека от классической традиции, мы чувствуем её гармоничность.

Св. Августин Блаженный (IV - V в.) точно и кратко определяет категорию соответственного в связи с категорией прекрасного (это восьмой признак гармонии):

Прекрасное рассматривается и одобряется само в себе; ему противоположно постыдное и безобразное. Соответственное же, которому противоположно нелепое, как бы связанное, зависит от другого, и о нем судят не по нему самому, а по тому, с чем оно связано.

В сочинении «Об истинной религии» Августин продолжает эту мысль: Во всех искусствах нравится соответствие, только благодаря которому всё целостно и прекрасно…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: