В традиционной классической эстетике, восходящей к античности, категория меры занимает одно из важнейших мест. Дружный хор поэтов, философов, ученых воспевает умеренность и «золотую середину» во всём: в трудах, чувствах, искусствах. Поэт Феогнид поучает своего сына:
Кирн, ни в чём не усердствуй. Во всём выбирай середину.
Тот же увидишь успех, что и трудясь тяжело.
Лучше всего человеку не быть чрезмерно богатым,
Лучше всего для него бедности крайней не знать.
В эпиграмме неизвестного автора «Семь мудрецов» запечатлены их главные речения:
Семь мудрецов называю — их родину, имя, реченье:
«Мера важнее всего»,— Клеобул говаривал Линдский;
Сдерживать гнев увещал Периандр, уроженец Коринфа.
«Лишку ни в чём!»— поговорка была митиленца Питтака…
Великий мудрец Пифагор наставляет своих учеников:
Соблюдай меру в пище, питье, гимнастике.
Не будь расточителем и скрягой.
Обуздывай чрево, сон, похоть, гнев…
Платон и Аристотель связывают понятие меры с человеческой психикой, со способностью человека к восприятию различных ощущений. То, что выше или ниже определенной меры, не ощущается как гармоничное. Только сомасштабное человеку, посильное для него и соразмерное гармонично. Аристотель в трактате «О душе» ясно сформулировал эту закономерность:
|
|
Каждое превышение меры разрушает слух, — как чрезмерность высоких, так и низких тонов; также излишества во вкусовых качествах разрушают вкус, и слишком яркое и темное в цветах пагубно действует на зрение… ведь ощущение есть отношение, чрезмерности же причиняют неудовольствие или действуют разрушающе.