В развитии любого общества, его жизнедеятельности важную роль занимает воспитание подрастающего поколения, формирование личности, как гаранта будущих благ цивилизованного общества. В современном обществе все более активно возобновляются поиски путей повышения качества воспитательной деятельности. Одним из таких путей является духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, становление растущей личности.
Человек, как субъект и объект духовной культуры, в своих интересах, ценностях, ориентирах и поступках отражает уровень духовной культуры общества, в котором он живет. В то же время приобщение к духовной культуре развивает его духовные потребности, формирует интеллектуальные, нравственные, эстетические интересы, отражает внутреннее богатство, степень духовной зрелости, т.е. тот уровень качеств личности, который принято называть духовностью.
Развитию внутренней духовности способствует духовно-нравственная устремленность человека, бескорыстная помощь другим, душевная доброта, искренность и стремление к правде. Именно духовность принципиально отличает человека от животных. Последние обладают "психикой" и даже "интеллектом", но вопрос о "духовности" животных не вставал никогда. Духовность как один из экзистенциалов человеческого существования, характеризует бытие как бытие именно человека. «Духовность человека – это не просто его характеристика, а конституирующая особенность», – писал В.Э. Франки.
|
|
Духовность – есть свобода, если под последним словом понимается умение сделать верный моральный выбор, поступок, деяние. Свободу нельзя считать вседозволенностью, так как свобода одного человека может ограничивать оную другого. Под духовной свободой понимается свободная воля, свободное действие и свободная личность. Духовность предполагает человечность, стремление к гармонии; уважительное отношение к другим человеческим качествам. Духовность – это постоянное чувство самоконтроля, самопознания, бережное отношение к природе, к обществу.
Значимость духовности в истории человечества осознавалась всегда конкретно исторически, причем наиболее ясно в ответ на кризисные моменты развития культуры и общества. Важным показателем проявления духовности является способность к рефлексии, самопознанию, переосмыслению и корректировке жизненных явлений в соответствии с осмысленными и усвоенными общечеловеческими ценностями и моральными нормами.
Духовное воспитание предполагает развитие в человеке возвышенных потребностей, стремления к самореализации. Молодому человеку, а именноподростку, свойственно стремление к самопознанию, к самосовершенствованию, но часто эти стремления остаются в зачаточном состоянии. Другими словами, у ребенка есть силы и возможности для созидания, но эти силы и возможности могут не получить толчка к развитию.
|
|
Нравственное воспитание сводится к развитию способности личности совершать моральные поступки по убеждению, добровольно и сознательно. В основе нравственности всегда лежит несовпадение двух начал - стремления к собственному благу и сознания-ответственности перед другими людьми. Регулирующая роль нравственности нацелена на то, чтобы соединить волю каждого человека с бесчисленным количеством других человеческих воль. Личность должна стремиться к совершенству, поступать по совести, так как, в конечном счете, это помогает человеку жить в согласии и мире с окружающими людьми. Л.С. Выготский подчеркивал, что моральное несовершенство означает не дефект организма и поведения, а недостаток приспособительных к условиям среды условных связей, дефект воспитания.