Духовно-нравственное воспитание подростков в современных условиях

В развитии любого общества, его жизнедеятельности важную роль занимает воспитание подрастающего поколения, формирование личности, как гаранта будущих благ цивилизованного общества. В современном обществе все более активно возобновляются поиски путей повышения качества воспитательной деятельности. Одним из таких путей является духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, становление растущей личности.

Человек, как субъект и объект духовной культуры, в своих интересах, ценностях, ориентирах и поступках отражает уровень духовной культуры об­щества, в котором он живет. В то же время приобщение к духовной культуре развивает его духовные потребности, формирует интеллектуальные, нравственные, эстетические интересы, отражает внутреннее богатство, степень ду­ховной зрелости, т.е. тот уровень качеств личности, который принято называть духовностью.

Развитию внутренней духовности способствует духовно-нравственная устремленность человека, бескорыстная помощь другим, душевная доб­рота, искренность и стремление к правде. Именно духовность принципиально отличает человека от животных. По­следние обладают "психикой" и даже "интеллектом", но вопрос о "духовности" животных не вставал никогда. Духовность как один из экзистенциалов челове­ческого существования, характеризует бытие как бытие именно человека. «Духовность человека – это не просто его характеристика, а конституирующая особенность», – писал В.Э. Франки.

Духовность – есть свобода, если под последним словом понимается уме­ние сделать верный моральный выбор, поступок, деяние. Свободу нельзя счи­тать вседозволенностью, так как свобода одного человека может ограничивать оную другого. Под духовной свободой понимается свободная воля, свободное действие и свободная личность. Духовность предполагает человечность, стрем­ление к гармонии; уважительное отношение к другим человеческим качествам. Духовность – это постоянное чувство самоконтроля, самопознания, бережное отношение к природе, к обществу.

Значимость духовности в истории человечества осознавалась всегда кон­кретно исторически, причем наиболее ясно в ответ на кризисные моменты раз­вития культуры и общества. Важным показателем про­явления духовности является способность к рефлексии, самопознанию, переос­мыслению и корректировке жизненных явлений в соответствии с осмыслен­ными и усвоенными общечеловеческими ценностями и моральными нормами.

Духовное воспитание предполагает развитие в человеке возвышенных потребностей, стремления к самореализации. Молодому человеку, а именноподростку, свойственно стремление к самопознанию, к самосовершенствова­нию, но часто эти стремления остаются в зачаточном состоянии. Другими сло­вами, у ребенка есть силы и возможности для созидания, но эти силы и воз­можности могут не получить толчка к развитию.

Нравственное воспи­тание сводится к развитию способности личности совершать моральные по­ступки по убеждению, добровольно и сознательно. В основе нравственности всегда лежит несовпадение двух начал - стремления к собственному благу и сознания-ответственности перед другими людьми. Регулирующая роль нравст­венности нацелена на то, чтобы соединить волю каждого человека с бесчислен­ным количеством других человеческих воль. Личность должна стремиться к со­вершенству, поступать по совести, так как, в конечном счете, это помогает че­ловеку жить в согласии и мире с окружающими людьми. Л.С. Выготский под­черкивал, что моральное несовершенство означает не дефект организма и пове­дения, а недостаток приспособительных к условиям среды условных связей, дефект воспитания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: