Эстетическое воспитание подростков в современных условиях

Эстетическое, духовно-нравственное и половое воспитание подростков в современных условиях.

Эстетическое воспитание подростков в современных условиях.

Умение чувствовать красоту делает жизнь человека более осмысленной, богатой, яркой. Однако прекрасное не только доставляет наслаждение, но и радует, вдохновляет на высокие, добрые чувства и мысли, на большие дела и подвиги. Стремление к красивому в поведении, одежде, в быту, понимание красоты творческого труда неразрывно связано с правильными нравственными убеждениями, с воспитанием хорошего вкуса. Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само собой: его надо систематически развивать. Родители не могут оставаться в стороне от решения следующих важных задач эстетического воспитания:

• средствами искусства оказывать благотворное влияние на мировоззрение, нравственные понятия и поведение детей;

• воспитывать способность замечать, понимать красоту в природе и в окружающей жизни;

• развивать эстетический вкус, помогать вырабатывать верные эстетические суждения, оценки;

• развивать художественные способности детей, приобщая их к художественному творчеству.

Если подросток не увидит красоты в малом, он не научится видеть прекрасное и в большом. Если восприятие прекрасного не будет подкреплено деятельным участием ребенка в творении красоты, то такое эстетическое воспитание только приведет к инфантильной восторженности. Если эстетическое не будет соединяться с нравственным, то такой разрыв неизбежно приведет к пустоте и бездумному эстетству.

Чтобы приобщить ребенка к прекрасному, надо самому обладать хорошим вкусом. Но ведь собственный вкус ниоткуда не возьмется, если он не будет развиваться. Если родители приносят в дом искусствоведческую литературу, репродукции, дети не смогут остаться равнодушными к ярким иллюстрациям, особенно если заинтересовать его и рассказом об изображенном. Не может ребенок остаться безразличным к такого рода просмотрам с пояснением. Подросток должен привыкнуть к языку красок, к шероховатой поверхности мазков, к смелым бликам, к разным изобразительным манерам. И этот процесс привыкания и есть процесс образования той основы, на которой складывается свой вкус.

Обращаясь к такой области научных знаний как эстетика, педагоги учат ребёнка целостному восприятию окружающего мира, сформировать у него эстетический вкус, развить способность к эмпатии, тем самым, научив его переживать и сопереживать, а так же отождествлять культурные ценности в своей жизни с эстетическими идеалами.

Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов - весьма сложная педагогическая задача. Простейшие эстетические представления и суждения формируются уже в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства и более развитым чувством переживания прекрасного.

Качественное своеобразие подростковой культуры связано с самоутверждением подростка на основе «торопливого» подражания взрослому. Процесс самоутверждения был характерен для подростка всегда, но складывающаяся сегодня новая социокультурная ситуация меняет сам облик молодого человека. В поведении подростков появляется больше элементов агрессивности, конфликтности. Отношения между молодыми лишены искреннего тепла и привязанности, менее человечные, полные взаимных обид, оскорблений, проявлений жестокости и безразличия. Бездуховность, потребительство, вещизм, равнодушие, асоциальность – вот какую картину можно сегодня наблюдать в молодежной среде. Научно-технический прогресс, оказывающий влияние на «бурное» развитие «событий» б культуре, усиливает, усугубляет обусловленное психологическими возрастными особенностями тревожное состояние подростка. Поэтому протекающий в современных условиях процесс его самовыражения, творческой самореализации нуждается в бережном и терпеливом к нему отношении. Но ни в коем случае не в традиционной опеке. Дело в том, что молодежь в настоящее время активно стремится к самостоятельности, вплоть до создания своего собственного социального пространства. Мы, взрослые, должны оказывать помощь в создании молодежью своей культуры. Подростки быстро, мгновенно реагируют на все новое, стремятся создать свое пространство, но из-за отсутствия социального опыта, социальной зрелости делают это неумело и неуклюже. Из-за нарушенного механизма преемственности поколений подросток переживает чрезвычайно болезненное состояние перехода во взрослый мир. И мы должны считаться с этим фактом, ни в коей мере не ущемляя стремление подростка как можно быстрее стать самостоятельным. Как помочь ему совершить этот «торопливый прыжок», во время которого он, несмотря на большую скорость «передвижения», стремится «схватить» наш опыт. Пока еще он может лишь подражать нам, подражать чисто внешним эффектам, но в то же время уже хочет быть с самим собой. Взрослым нельзя сердиться, обижаться на «ершистость», «колючесть», «грубость» подростков. Они должны смириться с тем, что подросток хочет видеть мир другими глазами. Подростковая культура чрезвычайно разнородна. Подростки – разные. Есть такие, которые открывают для себя мир книжек, кто с головой окунается в жизнь, кто любит спорт, а есть такие, которые предпочитают все свое свободное время проводить дома, на диванчике, есть и такие, которые обожают рок-музыку. А есть такие, у кого уже сложился утонченный художественный вкус. Поэтому процесс самовыражения у одних проходит болезненнее, у других – спокойнее. Нам, вероятно, следует первыми протянуть им руку, руку помощи, терпеливо ожидая, что эти, на первый взгляд, скорее жестокие, чем добродушные, а при более пристальном рассмотрении – столь беспомощные, совершающие свой «торопливый», подгоняемый жизнью «прыжок» в неизвестное будущее существа, называемые подростками, предложат нам свою руку, свое сердце, свою душу в ответ.

Эстетика все больше и больше выходит за пределы искусства и вторгается во все области жизни. Очевидно, что эстетическое воспитание не может ограничиваться художественным образованием. Последнее имеет в виду лишь приобщение подростков к тем или иным видам искусства. Эстетическое же воспитание расширяет границы эстетического развития детей, охватывая и все стороны действительности: природу, домашнюю обстановку, школьную среду, трудовую деятельность, общественную работу и др.

Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.

Подводя итоги можно выделить несколько задач эстетического воспитания: во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний, без которых не могут возникнуть тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Вторая задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.

Конечной целью эстетического воспитания является гармоничная личность, всесторонне развитый человек, образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить и понимающий красоту жизни.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: