Теория цивилизации

В современной теории цивилизации выделяются два подхода.

· Стадиальный подход

· Локальный подход

Цивилизация — единый процесс, проходящий через определенные стадии.

· Постиндустриальная (информационная) (переход совершается в наши дни).

· Индустриальная (машинная; техногенная) (сер. XIX в. — поел, треть XX в.).

· Доиндустриальная (аграрная, традиционная) (IV—III тыс. до н.э. — 60—80-е гг. XVIII в.).

Локальная цивилизация — большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития.

Структура

Современные типы: западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская

· Культурно-психологическая подсистема (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей).

· Политическая подсистема (обычаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т.д.).

· Экономическая подсистема (производство, потребление, обмен продуктами, услугами, технологиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т.д.).

· Биосоциальная подсистема (семья, родственные связи, половозрастные отношения, гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.)

Различными исследователями выделяется множество локальных цивилизаций (например, английский историк, социолог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889-1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная). Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — западную (З) и восточную (В):

Особенности восприятия мира: З) рациональное, противоречивое восприятие — «фаустовско-гамлетовское»; В) эмоциональное, целостное восприятие (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрождений).

Отношение к природе: З) стремление подчинить себе природу. Человек — венец природы, и все создано для его пользы. Для возмещения несовершенства человека производится и используется техника; В) стремление быть в гармонии с природой. Человек — органическая часть природы (боевые искусства, медицина построены на изучении законов природы). Усовершенствование своей души и тела.

Соотношение личности и общества: З) приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами. Ценности индивидуальной свободы; В) приоритет системы подчинения личности (подданных) обществу (государству). Господство традиций коллективизма.

Отношения власти: З) принцип разделения властей. Сословно-представительные структуры. Парламентаризм; В) политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха).

Отношения собственности: З) господство частной собственности; В) преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти — собственности (власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все, бесправным).

Отношение к прогрессу: З) стремление к прогрессу, постоянное изменение форм деятельности, использование новаций. Развитие общества носит постепенный, поступательный характер; В) стремление к воспроизводству самих себя, поддержанию традиционного образа жизни. Развитие общества носит циклический характер.

Таким образом, формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном.

Сравнительный анализ формационного (Ф) и цивилизационного (Ц) подходов к изучению общества:

Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития: Ф) объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны; Ц) человек — единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-историческое познание — это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности.

Соотношение материальных и духовных сфер жизни общества: Ф) материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества; Ц) ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими.

Направленность исторического развития. Понятие «прогресс»: Ф) общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений; Ц) каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия. Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы жизни общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно.

Достоинства: Ф) позволяет: — увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов; — представить историю человеческого общества как единый процесс; — установить определенные закономерности исторического развития общества; — предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран; Ц) — позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике; — ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.); — ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.

Недостатки: Ф) — многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций; — большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций; — последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность; недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов; Ц) — при своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; — создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ; — сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что существующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относиться с точки зрения принципа дополнительности, принимая во внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: