Культура и цивилизация. Само понятие очень семантически нагруженное понятие

Само понятие очень семантически нагруженное понятие. В середине 20-го века от социальной философии

Первое, что следует зафиксировать при рассмотрении понятия «культура» в том ее виде, в котором оно закреплено сегодня в сознании, это многозначность, размытость очертаний, использование и применение в различных отношениях.

В 60-е годы нашего века Альфред Кребер и Клайд Клакхон, анализируя только лишь американскую культурологию, проводили цифру – свыше 200 дефиниций культуры. Сегодня эти подсчеты устарели.

Семантическое многообразие определений свидетельствует о полифункциональной емкости, многообразии мира культуры и выражающего его понятия.

Впервые в качестве теоретического термина слово «культура» встречается в работе «Тусканские беседы» (45 г. До н.э.) римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона.

Цицерон расширяет агротехническое значение термина (возделывание почвы) и переносит его на человека (воздействие на человеческий ум)

В религиозной трактовке термин «культура» восходит к латинскому слову «культ» (уход, почитание), т.е. связывается с верой, традициями, высшем смыслом бытия.

В понимании древних греков культура характеризовалась понятием «пайдейя» (воспитание, обучение, и в более широком смысле: образование; образованность; просвещение).

Понимание культуры в обыденной жизни.

Культура как характеристика и форма регуляции человека в сфере социального поведения (тактичность, уважение к другим и т.п.)

Культура как образованность, интеллигентность.

Культура как специфическая характеристика городского образа жизни в противовес провинциальному.

Культура как оценочная характеристика форм внешнего поведения человека (соблюдение норм этикета).

Культура как характеристика качественного состояния тех или иных явлений (культура речи и т.п.)

Понимание культуры в различных контекстах.

Культура как «окультурование» - разведение, выращивание(с/х культура, культура микроорганизмов).

Культура в контексте антропологии и археологии (ашельская культура, неолитическая культура).

Культура в контексте этнографии (материальные культуры, духовная культура).

Культура в связи с телесным развитием человека (физическая культура).

Культура в ры и.п.)

Необходимость уяснения сущности культуры.

Емкость и универсальность понятия «культура» позволяют рассматривать ее поливариантно, многоаспектно. Для научного подхода необходимо вскрыть сущность понятия «культура», то есть выделить базовые характеристики, позволяющие определить ее, указать на то, что есть культура и что не есть культура.

Аксиологический подход к пониманию культуры.

Культура рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, норм, стандартов поведения (Нейл Смейзер, Энтони Гидденс).

Недостаток: понимание культуры становится релятивным (относительным), так как нет критерия различие положительного и негативного. Понятие ценности всегда указывает на нечто позитивное для человека. Таким образом, все негативное выпадает из мира культуры.

Когда говорим ценность – то подразумеваем как предпочтительное. НО это может быть не объективно. То есть все может быть относительно, не рационально. Концлагерь- не является культурной ценностью. Но с точки зрения нацистской парадигмы- имеет воплощением культурной машины для достижения смысловых ценностных смыслов.

Дезаксиологический подход к пониманию культуры.

Культура - это абсолютно все, что создано человеком, т.е. надприродная реальность, мир артефактов.

Недостаток: ограниченность подхода, так как отсутствует указание на субстанциональные основы культуры, нет четкого указания на отличие общества от природы.

Когда топором рубим – он часть культуры, когда брошен в лесу – уже элемент природы.

Деятельностный подход в понимании культуры

В рамках деятельностного подхода культуру следует понимать как способ осуществления, воспроизведения, а так же результат человеческой деятельности.

Имея деятельностный характер, культура невозможна без творчества - формирующей деятельности, порождающей новое, креативной активности.

Культура проявляется в двух формах (но они связаны между собой, неразрывны с человеческой деятельностью):

Субъективная – способности человека, реализующиеся и актуализирующиеся в деятельности.

Объективная – мир опредмеченной культуры.

То есть никогда не появится никакой предмет искусства без художника, его настроения, желания, его таланта (совершенно субъективные качества).

Таким образом, понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету.

Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, культура одновременно формирует и развивает саму эту сущность. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание- это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу, т.е. социализацию.

То есть культура возникает, когда возникает человек, человек возникает, когда возникает общество и т.д.

Итак, в рамках деятельностного подхода Культура понимается как способ существования, воспроизведения и результат человеческой деятельности. Построил дом- овладел культурой жилища. Нарисовал на скале- овладел культурой живописи. Не появится картины без умения художника, желания, действия, таланта- две стороны культуры.

Сущность культуры народа мы можем понять только через деятельность народа, в которой он существует.

Социальная философия Культура и цивилизация

Термин «цивилизация» также как и «культура» несет большую семантическую нагрузку и не имеет однозначной трактовки. Иногда эти два термина употребляются как синонимы.

Термин «цивилизация» (от лат. Civilis - гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй.

Впервые слово «цивилизация» в смысле особого состояния общества и стадии его развития впервые употребляется в работе маркиза Виктора де Мирабо «Друг людей» Мирабо (1757 г.). В своем тракте Мирабо пишет «Цивилизация ничего не совершает для общества, если не дает ему основы и формы добродетели».

· Таким образом, понятие «цивилизация» характеризует не только определенный этап развития общества», но и несет в себе оценочное значение. Т. е. указывает на то, какое общество достойно называться «цивилизацией». Мирабо и другие французские просветители исходили из нравственной оценки общественного развития. Т. о. понятие «Цивилизация» первоначально употреблялось только в единственном числе как противоположная «варварству» стадия всемирно-исторического процесса и как его идеал с точки зрения европоцентризма.

· В начале ХlХв. в противовес монистической концепции возникает плюралистическая концепция истории человечества. Под влиянием богатого этно-исторического материала, полученного в результате всемирных путешествий меняется концепция цивилизации «У каждого народа- своя- цивилизация» (Теодор Жуффруа).

· Франсуа Гизо в начале ХlХ в. пытался разрешить противоречие между идеей прогресса человечества и многообразием этно-мсторического материала наряду с локальными цивилизациями существует еще и Цивилизация как прогресс человеческого общества в целом. (этно-историческая концепция цивилизации)

· В марксизме под цивилизацией понимается определенная стадия общественного развития, предполагающая товарное производство, товарно-денежные отношения, членение общества на классы, разделение на города и деревни. Связующей силой цивилизованного общества выступает государство.

· Существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Продолжая традиции славянофилов, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры» По его мнению, «цивилизация пытается осуществить жизнь», реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни, орудиями жизни»

Наиболее последовательно противопоставление культуры и цивилизации осуществил Освальд Шпентлер. В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок.

Шпенглер считал главными чертами цивилизаций «острую холодную рассудочность», практический рационализм, смену душевного бытия умственным, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления.

Выделим основные подходы, сформировавшиеся вXVlll-XlXв.в. к пониманию понятия «цивилизация»:

· Цивилизация выступает как синоним культуры.

· Цивилизация рассматривается как идеал прогрессивного развития человечества, представляющего собой единое целое.

· Цивилизация понимается как особый этап развития человечества.

· Под цивилизациями понимается уникальные исторические или этнические общественные образования.

· Понятие «цивилизация» противопоставляется понятию «культура» и представляется как заключительный ее этап. Отличающийся господством техники над духовностью.

Итоговые выводы:

· Не следует отожествлять или противопоставлять культуру и цивилизацию. Культура по отношению к цивилизации выступает как общее понятие. (Не все, что культура- цивилизация. Есть еще субъективная культура- способность к конструктивной творческой деятельности человека).

· Цивилизация выступает как воплощение культуры в определенных формах в конкретном пространстве и времени.

· Цивилизация - целостное конкретно-историческое образование, обладающее своей качественной спецификой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow