| Линия сравнения | Западная | Восточная | ||||||||||
| Восприятия мира | Рациональное | Эмоциональное, целостное | ||||||||||
| Отношение к природе | Подчинить | Стремление к гармонии | ||||||||||
| Соотношение личности и общества | Гражданские права, индивидуальная свобода | Подчинение личности обществу, традиции коллективизма | ||||||||||
| Отношения власти | Разделение властей, парламентаризм | Восточная деспотия | ||||||||||
| Отношения собственности | Частная | Преобладание госуд. и общинной собственности | ||||||||||
| Отношение к прогрессу | Стремление к прогрессу Поступательный характер | Поддержание традиций, циклический характер развития | ||||||||||
| Традиционное общество (Аграрная цивилизация) | Индустриальное общество | Информационное общество (Постиндустриальная цивилизация) | ||||||||||
| Основной фактор производства | ||||||||||||
| Земля (с/х) | Капитал (промышл.) | Знания | ||||||||||
| Основной продукт производства | ||||||||||||
| Пища | Пром. изделия | Услуги | ||||||||||
| Черты производства | ||||||||||||
| Ручной труд, внеэкономическое принуждение | Механизмы, технологии; экономическое принуждение | Автоматизация, компьютеризация; индустрия малых форм | ||||||||||
| Характер труда | ||||||||||||
| индивидуальный | стандартный | творческий | ||||||||||
| Занятость населения | ||||||||||||
| с/х – 75% | с/х – 10%, пром. – 85% | с/х – 3%, пром. – 33%, услуги – 66% | ||||||||||
| Основной вид экспорта | ||||||||||||
| Сырьё | Продукты производства | Услуги | ||||||||||
| Воздействие человека на природу | ||||||||||||
| Локальное, неконтролируемое, приспособление | Глобальное, неконтролируемое, подчинение | Глобальное, контролируемое, ресурсо- и энергосберегающие технологии | ||||||||||
| Ритм деятельности | ||||||||||||
| Ритмы природы | часы | |||||||||||
| Социальная дифференциация | ||||||||||||
| Сословия, касты | классы | Профессиональная, по уровню образования | ||||||||||
| Социальная ценность | ||||||||||||
| По происхождению | За личные качества | |||||||||||
| Формирование нравственных качеств | ||||||||||||
| Коллективизм, взаимопомощь | Индивидуализм, прагматизм, общество потребления | Человеческое общение как лекарство от эмоционального обеднения; разумная опора на традицию; борьба с гедонизмом | ||||||||||
| Тип личности | ||||||||||||
| созерцательный | Секуляризация общественного сознания | Сочетание разл. цивилизационных характеристик | ||||||||||
| Общество регулировалось | ||||||||||||
| Традициями | Законами | Законы, общечел-кие ценности | ||||||||||
| Характеристика государства | ||||||||||||
| Гос-во подчиняет себе об-во; стабильность, публичный авторитет публичной власти, иногда - теократическое | Становление правового государства, гражданского общества | |||||||||||
| Символ | ||||||||||||
| «Колесо времени» | «Стрела времени» | Многополярный мир | ||||||||||
| Круг общения | ||||||||||||
| Узкий | Широкий | Интернационализация | ||||||||||
| Темпы и характер развития | ||||||||||||
| Медленно, без резких сдвигов | Быстро, неравномерно, скачками | Эволюционный | ||||||||||
| Политика в области образования | ||||||||||||
| Борьба с неграмотностью | Подготовка специалистов | Непрерывное | ||||||||||






