Должностное лицо как субъект получения взятки

Субъект взятки - должностное лицо.

К должностным лицам относятся две категории специальных субъектов:

а) постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти;

б) постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

«Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.)». 1

Отличительной особенностью представителя власти (см. примечание к ст. 318) является то, что они наделены распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся от них в служебной зависимости, т.е. не подчинены им по службе.

В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями)». 1

К организационно-распорядительным относят функции, которые включают в себя руководство коллективом, участком работы, служебной или производственной деятельностью других работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и привлечение к ответственности и т.п.).

Такие функции, в частности, осуществляют в пределах своих полномочий руководители министерств, ведомств, комитетов, департаментов, государственных учреждений, организаций их заместители, руководители различных структурных подразделений (начальники отделов, секторов, лабораторий, кафедр, их заместители и т.п.).

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6). 1

Следует отметить, что в соответствии с примечании 1 к ст. 285 УК к числу должностных лиц не относятся руководители государственных и муниципальных предприятий.

В соответствии с примечанием 1 к ст. 201 они являются лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих организациях (независимо от формы собственности), и несут ответственность за совершаемые по службе преступления по статьям гл. 23.

Вместе с тем в судебной практике имеют место случаи неверной квалификации преступлений по службе, совершаемых последней категорией лиц.

Не являются должностными лица, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности в государственных и муниципальных образованиях.

Однако если наряду или в связи с осуществлением этих обязанностей на данных работников возложено исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то в случае их нарушения они будут нести уголовную ответственность как должностные лица (например, врач - за злоупотребление полномочиями при выдаче листов нетрудоспособности или участии в работе ВТЭК по определению инвалидности, призывных комиссий; преподаватель - при выполнении обязанностей, возложенных на него как на члена экзаменационной или квалификационной комиссии, и т.д.).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: