Понятие взяточничества и получения взятки

СОДЕРЖАНИЕ

Тема: Уголовно-правовая характеристика получения взятки

Введение ……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Историко-теоретическая характеристика взяточничества……………..4

1.1. Понятие взяточничества и получения взятки………………………………..4

1.2. Этапы исторического развития уголовной ответственности за взяточничество……………………………………………………………………….7

Глава 2. Юридическая квалификация получения взятки……………………….16

2.1. Характеристика предмета получения взятки……………………………….16

2.2. Объективная сторона получения взятки. Момент окончания преступления………………………………………………………………………..18

2.3. Субъективная сторона преступления……………………………………….21

2.4. Должностное лицо как субъект получения взятки…………………………22

Заключение ………………………………………………………………………...25

Список использованной литературы …………………………………………..26


Введение

Взятка является наиболее типичным и характерным проявлением коррупции - опаснейшего криминального явления, которое подрывает основы государственной власти и управления, дискредитирует их в глазах населения, затрагивает законные права и интересы граждан.

Тема данной курсовой работы – «Уголовно-правовая характеристика получения взятки» – актуальна в силу того, что, во-первых, в современных условиях изменилась качественная характеристика взяточничества: суммы взяток неизмеримо возросли по сравнению с теми суммами, которые передавались в прежние годы, во-вторых, существенно изменились также отношения между взяткодателями и взяткополучателями, инициатива их установления является обоюдной, поэтому взяткодатели перестали выступать в роли борцов за свои права, в-третьих, в органы внутренних дел все чаще поступают заявления и сообщения о совершении данного преступления.

Цельюданной работы является описать сущность уголовно-правовой характеристики получения взятки.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

- показывается историко-теоретическая характеристика взяточничества;

- рассматривается юридическая квалификация получения взятки.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:

Работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения и Списка использованной литературы.

В Главе 1 – Историко-теоретическая характеристика взяточничества – решается первая из поставленных выше промежуточных задач, а именно: показывается историко-теоретическая характеристика взяточничества.

В Главе 2 – Юридическая квалификация получения взятки – решается вторая из промежуточных задач, а именно: рассматривается юридическая квалификация получения взятки.

В Заключении делаются основные выводы по работе.


Глава 1. Историко-теоретическая характеристика взяточничества

Понятие взяточничества и получения взятки

Взяточничество - это получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе, а также дача взятки должностному лицу лично или через посредника (ст. 290, 291 УК РФ).

Взяточничество является одним из наиболее опасных должностных преступлений. Оно встречается почти во всех сферах повседневной жизни. Взятки дают за предоставление возможности получения жилья; поступления в престижные вузы; за устройство на работу, особенно - связанную с возможностью незаконного обогащения; за прописку; за незаконное освобождение от административной ответственности и т. д. В настоящее время наиболее крупные взятки дают за отвод земельных участков; за оформление выгодных для взяткодателя договоров и получение кредитов; за содействие в укрытии прибыли; за незаконный пропуск товаров через границу; за содействие в приватизации объектов народного хозяйства; за «благосклонность» при рассмотрении гражданских и уголовных дел в судах и многое другое. 1

В виде взяток обычно передаются деньги, реже какие-либо дорогостоящие вещи. Взяточничество - одно из самых трудных для раскрытия и расследования преступлений. Это объясняется присущими ему особенностями механизма следообразования.

Во-первых, взятку практически всегда передают в отсутствие очевидцев. Во-вторых, оба участника преступления - взяткодатель и взяткополучатель - заинтересованы в совершении преступления, боятся ответственности и принимают все меры к сокрытию следов своей преступной деятельности. В-третьих, поскольку все участники преступления несут уголовную ответственность за содеянное, они обычно не дают правдивых показаний и не выдают соучастников. Наконец, в-четвертых, нередки случаи получения взяток за совершение законных действий. Значит, установление факта взяточничества осложняется тем, что в документах не остается следов незаконных действий должностного лица либо остаются следы, которые лишь косвенно могут свидетельствовать о корыстной заинтересованности этого лица в принятии соответствующего решения.

Тем не менее материальные следы дачи-получения взятки все же остаются, в частности, в сберегательных книжках и на счетах различных банков; в почтовых переводах; в различных управленческих документах, отражающих решения должностных лиц (о зачислении на должность, приеме в вуз, предоставлении жилья, прописке); в материалах бухгалтерского учета, отражающих действия взяткополучателя в пользу взяткодателя; в документах, подтверждающих пребывание лица в определенном месте (командировочных удостоверениях, проездных билетах, счетах гостиниц и т. д.).

При взяточничестве возникают также идеальные следы. Очень важные для расследования сведения могут дать взяткодатель, члены его семьи, сослуживцы, случайные свидетели, которые видели вместе взяткодателя и взяткополучателя, слышали их разговоры либо выполняли по поручению взяткополучателя определенные действия в пользу взяткодателя.

Взяткополучателями нередко оказываются руководители различных рангов, пользующиеся большими властными полномочиями, уважением и авторитетом. Иногда и взяткодатели также имеют солидные должности и общественное положение. В ряде случаев это существенно затрудняет расследование и проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Получение взятки предполагает получение ее не только должностным лицом, но и иными близкими виновному лицами с его согласия. Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», если имущественные выгоды предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки. При этом в приговоре суду следует указывать, за выполнение каких конкретных действий (бездействие) должностное лицо получило взятку от заинтересованного лица. 1

Получение взятки через посредника означает, что лицо использовало при ее получении посреднические услуги, с тем чтобы надежнее завуалировать совершенное преступление. Уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в получении должностным лицом взятки наступает, когда посредник является соучастником должностного лица в совершении анализируемого преступления (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6).

Получение взятки должностным лицом, исходя из законодательной формулировки, обусловлено выполнением в пользу взяткодателя или представляемых им лиц следующих видов альтернативных действий (бездействия):

а) входящих в круг служебных полномочий должностного лица;

б) не входящих в круг служебных полномочий должностного лица, но осуществлению которых виновный может способствовать в силу своего должностного положения;

в) выражающихся в общем покровительстве;

г) выражающихся в попустительстве по службе.

Первая форма получения виновным взятки охватывает такие действия (бездействие) должностного лица, которые оно могло или обязано было выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями. К такого рода действиям (бездействию) можно, в частности, отнести принятие решений по кадровым вопросам, распоряжение денежными средствами либо выделение государственных кредитов и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: