Тема 7. Урок по обществознанию
1. Урок как основная форма обучения и воспитания
2. Типы и структура уроков.
3. Подготовка преподавателя к уроку.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Урок как основная форма обучения и воспитания
Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:
· постоянный состав учащихся одного возраста;
· каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;
· каждый урок посвящается только одному предмету;
· постоянное чередование уроков (расписание);
· педагогическое управление;
· вариативность деятельности.
Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного времени.
И.П. Подласый выделяет следующие общие требования к современному уроку
1. Использование последних достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
|
|
3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной позновательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление сознаваемых учащимися межпредметных связей.
5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно воспитательной деятельности.
8. Эффективное использование педагогических средств.
9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.
10. Формирование практических необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
К дидактическим (или образовательным требованиям) относятся:
· четкое определение образовательных задач каждого урока;
· рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
· внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
· рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
· творческий подход к формированию структуры урока;
· сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;
· обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
· научный расчет и мастерство проведения урока.
|
|
Воспитательные требования к уроку включают:
· определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
· постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
· воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях;
· внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.
К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:
· формирование развития у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
· изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;
· проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;
· прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.
Кроме перечисленных требований к уроку выделяют и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т.д.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Типы и структура уроков.
Различают следующие типы уроков:
· комбинированные (смешанные);
· уроки изучения новых знаний;
· уроки формирования новых умений;
· уроки обобщения и систематизации изученного;
· уроки контроля и коррекции знаний, умений;
· уроки практического применения знаний, умений (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.)
Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, выглядят так:
Наиболее распространенными нестандартными уроками являются:
1. Уроки-«Погружения» 2. Уроки – деловые игры 3. Уроки – пресс-конференции 4. Уроки-соревнования 5. Уроки типа КВН 6. Театрализованные уроки 7. Уроки-консультации 8. Компьютерные уроки 9. Уроки с групповыми формами работы 10. Уроки взаимообучения учащихся 11. Уроки творчества 12. Уроки-аукционы 13. Уроки, которые ведут учащиеся 14. Уроки-зачеты 15. Уроки-сомнения 16. Уроки – творческие отчеты 17. Уроки-формулы 18. Уроки-конкурсы | 19. Бинарные уроки 20. Уроки-общения 21. Уроки-фантазии 22. Уроки-игры 23. Уроки-«суды» 24. Уроки поиска истины 25. Уроки – лекции «Парадоксы» 26. Уроки-концерты 27. Уроки-диалоги 28. Уроки «Следствия ведут знатоки» 29. Уроки – ролевые игры 30. Уроки-конференции 31. Уроки-семинары 32. Интегральные уроки 33. Уроки – «круговая тренировка» 34. Межпредметные уроки 35. Уроки-экскурсии |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Подготовка преподавателя к уроку.
В пояснительной записк е к уроку необходимо отразить:
· место и роль темы данного урока в курсе, разделе, темы;
· краткая характеристика психолого-педагогических и интеллектуальных особенностей класса, влияющих на методику и реализацию этого урока;
· как и когда осуществлялась пропедевтика темы данного урока на предыдущих;
· как, когда и каких последующих тем осуществляется пропедевтика на этом уроке;
· достоинства и недостатки методики изложения этой темы в разных пособиях, учебниках, т.п. (минимум в 3-х);
· список используемой литературы.