Урок как основная форма обучения и воспитания

Тема 7. Урок по обществознанию

1. Урок как основная форма обучения и воспитания

2. Типы и структура уроков.

3. Подготовка преподавателя к уроку.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Урок как основная форма обучения и воспитания

Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:

· постоянный состав учащихся одного возраста;

· каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;

· каждый урок посвящается только одному предмету;

· постоянное чередование уроков (расписание);

· педагогическое управление;

· вариативность деятельности.

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного времени.

И.П. Подласый выделяет следующие общие требования к современному уроку

1. Использование последних достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной позновательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление сознаваемых учащимися межпредметных связей.

5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно воспитательной деятельности.

8. Эффективное использование педагогических средств.

9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

10. Формирование практических необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

К дидактическим (или образовательным требованиям) относятся:

· четкое определение образовательных задач каждого урока;

· рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;

· внедрение новейших технологий познавательной деятельности;

· рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;

· творческий подход к формированию структуры урока;

· сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;

· обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;

· научный расчет и мастерство проведения урока.

Воспитательные требования к уроку включают:

· определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;

· постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;

· воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях;

· внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:

· формирование развития у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;

· изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;

· проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;

· прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.

Кроме перечисленных требований к уроку выделяют и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т.д.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Типы и структура уроков.

Различают следующие типы уроков:

· комбинированные (смешанные);

· уроки изучения новых знаний;

· уроки формирования новых умений;

· уроки обобщения и систематизации изученного;

· уроки контроля и коррекции знаний, умений;

· уроки практического применения знаний, умений (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.)

Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, выглядят так:

Наиболее распространенными нестандартными уроками являются:

1. Уроки-«Погружения» 2. Уроки – деловые игры 3. Уроки – пресс-конференции 4. Уроки-соревнования 5. Уроки типа КВН 6. Театрализованные уроки 7. Уроки-консультации 8. Компьютерные уроки 9. Уроки с групповыми формами работы 10. Уроки взаимообучения учащихся 11. Уроки творчества 12. Уроки-аукционы 13. Уроки, которые ведут учащиеся 14. Уроки-зачеты 15. Уроки-сомнения 16. Уроки – творческие отчеты 17. Уроки-формулы 18. Уроки-конкурсы 19. Бинарные уроки 20. Уроки-общения 21. Уроки-фантазии 22. Уроки-игры 23. Уроки-«суды» 24. Уроки поиска истины 25. Уроки – лекции «Парадоксы» 26. Уроки-концерты 27. Уроки-диалоги 28. Уроки «Следствия ведут знатоки» 29. Уроки – ролевые игры 30. Уроки-конференции 31. Уроки-семинары 32. Интегральные уроки 33. Уроки – «круговая тренировка» 34. Межпредметные уроки 35. Уроки-экскурсии

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Подготовка преподавателя к уроку.

В пояснительной записк е к уроку необходимо отразить:

· место и роль темы данного урока в курсе, разделе, темы;

· краткая характеристика психолого-педагогических и интеллектуальных особенностей класса, влияющих на методику и реализацию этого урока;

· как и когда осуществлялась пропедевтика темы данного урока на предыдущих;

· как, когда и каких последующих тем осуществляется пропедевтика на этом уроке;

· достоинства и недостатки методики изложения этой темы в разных пособиях, учебниках, т.п. (минимум в 3-х);

· список используемой литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: