Лекция
Тема. Физическое воспитание взрослого населения
ПЛАН
Задачи физического воспитания взрослого населения
Особенности методики физического воспитания взрослого населения
Физическая культура в режиме трудового дня
Основные формы физического воспитания в период трудовой деятельности
5.
С завершением общего и профессионального образования люди приступают к многолетней трудовой деятельности. В этой связи физическая культура является одним из факторов, оказывающим положительное влияние на трудовую деятельность человека в современном производстве.
Связи физической культуры с трудовой деятельностью прослеживаются во многих аспектах.
1. Любой трудовой процесс имеет фазу врабатывания, а при его большой продолжительности и напряженности также и фазу снижения работоспособности. Средства физического воспитания ускоряют врабатываемость, замедляют падение работоспособности и производительности труда, способствуют более быстрому восстановлению утраченной в процессе труда нервно-психической и мышечной энергии.
|
|
2. Некоторые современные виды труда характеризуются малой мышечной активностью или локальной нагрузкой на отдельные части тела, на отдельные функции организма. Средства физического воспитания позволяют предупредить отклонения в физическом состоянии и развитии, возникающие в силу специфики данного труда.
3. В современном производстве пока еще не исключены факторы и условия, создающие возможность профессиональных заболеваний. Средства физического воспитания в значительной мере выполняют профилактическую функцию и снижают вероятность появления типичных заболеваний и травм.
4. Ряд видов труда требует специальной физической подготовленности, которая может быть обеспечена только специфическими средствами и методами физической подготовки.
5. В современном производстве в связи с научно-техническим прогрессом наблюдается тенденция смены профессий у трудящихся. Хорошая общая физическая подготовленность расширяет возможности для соответствующей адаптации и овладения новыми профессиями.
Физическая культура в научной организации труда. Внедрение физической культуры в научную организацию труда является существенной необходимостью. Научная организация труда (НОТ), основываясь на постоянном использовании достижений науки и передового опыта, предусматривает оптимальное взаимодействие людей и техники в едином производственном процессе с целью повышения производительности труда. Внедрение физической культуры в НОТ имеет существенное социально-экономическое значение. Это определяется прежде всего ролью физической культуры как неотъемлемого фактора достижения высокой работоспособности, хорошей физической подготовленности и укрепления здоровья.
|
|
В системе физического воспитания взрослого населения принято выделять шесть основных направлений:
1. Физическое воспитание с оздоровительно-гигиенической направленности – для любого контингента населения.
2. Общая физическая подготовка – для всего населения, особенно для молодежи.
3. Физическое воспитание со спортивной направленностью для лиц, желающих заниматься спортом.
4. Физическое воспитание с профессиональной и военной направленности – для трудящихся, овладевают профессией, а также для военнослужащих, служащих военизированных организаций, которые овладевают военной специальностью.
5. Организация здорового и культурного отдыха и досуга для всего населения, особенно для молодежи.
6. Физическое воспитание с лечебно-профилактической направленностью – для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые нуждаются в лечении средствами лечебной физической культуры.
Все эти направления вытекают из трех основных направлений советской системы физического воспитания: оздоровительного, прикладного и спортивного.
Главной целью внедрения физической культуры в систему НОТ в обществе является содействие повышению производительности труда на базе укрепления здоровья и всестороннего гармонического физического развития трудящихся.
Данная цель конкретизируется в следующих специфических задачах, решаемых средствами физической культуры в процессе трудовой деятельности.
1. На этапе обучения профессиям обеспечить необходимый уровень профессионально-прикладной физической подготовленности к избранной трудовой деятельности.
2. В процессе непосредственной трудовой деятельности способствовать оптимальной динамике.
3. В после рабочее время путем специально направленного активного отдыха содействовать восстановлению работоспособности, а также устранению негативных сдвигов в физическом состоянии организма, вызванных неблагоприятными условиями труда.
От успешного решения перечисленных задач в немалой степени зависят здоровье человека, его творческое долголетие и общественно полезная активность.
Эти задачи конкретизируются в зависимости от:
— содержания и характера труда;
— особенностей производственных условий;
— особенностей реакции организма на требования, предъявляемые трудовой деятельностью и ее условиями.
При конкретизации задач и форм направленного использования физической культуры в системе НОТ учитываются также возрастные и половые особенности трудящихся, уровень физической подготовленности, состояние здоровья.
В системе НОТ выделяют три сферы целесообразного использования физической культуры: 1) в рамках трудового процесса; 2) в непосредственной связи с процессом труда, но вне его собственных рамок; 3) вне производства, но в связи с его требованиями.