Введение. Цели, задачи и содержание физической подготовки сотрудников ФСИН России

Заключение

Цели, задачи и содержание физической подготовки сотрудников ФСИН России

В процессе занятий физической подготовкой обеспечивается необходимый уровень состояния здоровья и работоспособности сотрудников, курсантов, слушателей, формируется привычка к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом. Кроме того, курсанты и слушатели овладевают знаниями по основам теории физической подготовки, получают методическую практику в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий.

Целью физической подготовки является обеспечение физической готовности сотрудников ФСИН России к овладению необходимыми служебно-прикладными навыками, их эффективному использованию в профессиональной деятельности, стойкому перенесению физических нагрузок, нервно-психических напряжений и неблагоприятных факторов служебной деятельности.

Достижение цели осуществляется путем поэтапного решения общих и специальных задач.

Общие задачи физической подготовки отражают требования к физической готовности всего личного состава ФСИН России и заключаются в следующем:

– развивать и обеспечивать постоянное совершенствование физических качеств: выносливости, силы, быстроты и ловкости;

– воспитывать у сотрудников психическую устойчивость, уверенность в своих силах, целеустремленность, смелость, решительность, инициативу и находчивость, настойчивость и упорство, выдержку и самообладание;

– укреплять здоровье сотрудников ФСИН России, повышать их психологическую устойчивость при действиях в экстремальных ситуациях служебной деятельности;

– способствовать воспитанию личной дисциплинированности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи и формирование строевой выправки и организованности личного состава;

– овладевать навыками боевых приемов борьбы, ускоренного передвижения, преодоления препятствий, уметь оказывать взаимопомощь в различных ситуациях;

– вовлекать сотрудников в регулярные занятия физической культурой и спортом, совершенствовать их спортивное мастерство.

Для сотрудников ФСИН России определены такие специальные задачи по физической подготовке, как:

– овладение и совершенствование навыков приемов самозащиты в условиях УИС;

– ускоренное передвижение с сочетанием преодоления препятствий на местности;

– преимущественное развитие специальных физических качеств: выносливости, быстроты, ловкости;

– воспитание эмоциональной устойчивости, оперативного мышления, долговременной оперативной памяти, распределение внимания;

– овладение теоретическими знаниями, организаторско-методическими умениями в руководстве физкультурно-спортивной работы в ФСИН России;

– воспитание привычки к самостоятельным и систематическим занятиям, к физическим упражнениям.

Содержанием физической подготовки как для сотрудников, так и курсантов, слушателей образовательных учреждений ФСИН России является гимнастика, плавание, лыжная подготовка, легкоатлетическая подготовка, боевые приемы борьбы.

Состояние физической подготовленности начальствующего состава в обязательном порядке отражается в характеристиках и аттестациях.

При перемещении сотрудников в оперативные и строевые подразделения, а также при продвижении по службе учитывается их физическая готовность к выполнению предстоящих обязанностей.

В целях определения уровня физической и стрелковой подготовленности личного состава в органах (подразделениях) исполнения наказания создаются постоянно действующие комиссии по инспектированию физической и огневой подготовки.


6. Предмет, задачи и система курса «Физическая подготовка»

Практика физического воспитания в процессе своего исторического развития обусловила проявление ряда специальных научных дисциплин, призванных проникать в суть явлений физического воспитания, всесторонне раскрывать его закономерности, давать знания о наиболее эффективных средствах и методах направленного воздействия на развитие человека и тем самым освещать путь практике.

К настоящему времени сложился целый комплекс таких дисциплин, объектом которых служит как сам процесс физического воспитания, так и непосредственно связанные с ним явления. Эти дисциплины можно подразделить на две группы:

1. Дисциплины гуманитарного характера, направленные на познание социальных закономерностей развития физического воспитания, его историю и организацию в обществе, содержание форм построения в целом или анализирующие процесс физического воспитания и его воздействие на человека в отдельных социально-педагогических и психолого-аналитических аспектах. К этой группе полностью либо в основной части относятся такие дисциплины, как социология, история и организация физической культуры, общая теория физического воспитания и ее методические приложения, теория и методика спорта и некоторые другие.

2. Биологические и смежные естественнонаучные дисциплины, которые отражают те или иные закономерности функционирования и развития организма в условиях физического воспитания и устанавливают естественнонаучные, медицинские и гигиенические предпосылки его рационального осуществления. К ним относятся: специализированные отрасли морфологии, физиологии, биофизики, биохимии, медицины и гигиены, в частности динамическая анатомия, физиология и биомеханика физических упражнений, врачебно-физкультурный контроль и физкультурно-прикладная гигиена.

Большинство этих научных дисциплин раскрывает отдельные стороны, закономерности или условия физического воспитания, что важно и необходимо для глубокого проникновения в его сущность. Однако какими бы подробными и значительными ни были факты, получаемые частными науками, они не создают достаточно полного представления о физическом воспитании в целом. Частности, взятые сами по себе, могут даже уводить в сторону от понимания реальной сущности целостного явления, если их не сводить воедино на основе его обобщенного отражения во всех главных свойствах и отношениях. Такое целостное отражение призвана обеспечивать общая теория физического воспитания. В ряду перечисленных дисциплин она представляет собой наиболее обобщенную систему знаний о физическом воспитании. Теория физического воспитания, таким образом, синтезирующая наука в том смысле, что она сводит воедино данные других наук, имеющие значение для понимания общих закономерностей физического воспитания. Но, интегрируя частные данные других наук, она не сводится к ним, так как частные данные интересуют ее лишь постольку, поскольку они помогают познавать общие закономерности физического воспитания как целостного, педагогического по своей определяющей сути процесса, направленного на совершенствование человека.

В отличие от других педагогических наук, теория физического воспитания познает общие закономерности, по которым в системе воспитания происходит управление физическим развитием человека и его физическое образование (включая целенаправленную передачу и усвоение им жизненно необходимого фонда двигательных умений и навыков). Это и определяет специфику предмета теории физического воспитания. Вместе с тем она изучает закономерные связи физического воспитания с интеллектуальным, нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием, что объединяет ее с другими педагогическими науками.

Так, с учетом специфических сторон физического воспитания и его взаимосвязи с другими видами воспитания выделяют три группы основных задач:

1. Задачи физического воспитания в узком смысле слова. Эти задачи состоят в том, чтобы обеспечить всестороннее развитие физических качеств, основанных на них качественно определенных физических особенностей, совершенствование телосложения, укрепление здоровья, достижение и сохранение высокой общей работоспособности.

В системе физического воспитания ставится задача – обеспечить каждому в соответствии с его индивидуальными задатками оптимальную степень развития основных физических качеств, необходимых в жизни, особенно качеств, определяющих силовые, скоростные и координирующие способности, а также выносливость в ее типичных формах (в работе умеренной, большой, субмаксимальной и максимальной мощности). Эти качества – главный комплексный фактор двигательных возможностей человека: они определяют все многообразие отдельных физических способностей. От направленного развития этих качеств в процессе их воспитания в решающей мере зависит возможность приобретения совершенных двигательных навыков и общий уровень физической подготовленности. Задачи по воспитанию физических качеств имеют также оздоровительное значение. Ведь здоровье природно обусловлено целостным совершенствованием морфо-функциональных свойств организма, которое во многом обеспечивается благодаря систематической двигательной деятельности. Оздоровительные задачи в физическом воспитании предусматриваются вместе с тем и как относительно самостоятельные, исходя из того, что логика, средства и условия их решения имеют определенные особенности (необходимость специальных мер по закаливанию, повышению устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, мер по оптимизации индивидуального режима жизни в соответствии с гигиеническими требованиями).

2. Специальные образовательные задачи. В этой группе задач предусматриваются системное формирование и доведение до необходимой степени совершенствования жизненно важных умений и навыков, в том числе непосредственно прикладных и спортивных, а также приобретение специальных знаний.

Постановка данных задач обусловлена в первую очередь тем, что двигательный потенциал человека не может быть эффективно реализован иначе, чем в форме двигательных умений и навыков. Другими словами, чтобы обладать физической подготовленностью, недостаточно иметь развитые физические качества, надо научиться сознательно пользоваться ими, овладев рациональными умениями и навыками.

В ходе освоения эффективных форм двигательной деятельности начальные двигательные умения служат предпосылкой образования двигательных навыков. Вместе с тем относительно более сложные умения формируются на базе прочно усвоенных навыков.

Конкретное содержание образовательных задач на различных этапах многолетнего процесса физического воспитания зависит от приобретенного человеком двигательного опыта, логики перехода от сравнительно простых к более сложным умениям и навыкам, индивидуальных склонностей, особенностей предстоящей основной деятельности и других обстоятельств. Закономерным при этом является постепенный переход от широкого общего физического образования к углубленному совершенствованию избранных умений и навыков на основе разносторонней физической подготовки.

3. Неотъемлемым содержанием физического образования в системе физического воспитания является решение задач, связанных с приобретением специальных знаний, регулярным пополнением, углублением и целесообразным практическим использованием их. Речь идет, во-первых, о знаниях, являющихся необходимой предпосылкой сознательного освоения двигательных умений, навыков и эффективного применения своих физических способностей в жизни; во-вторых, о знаниях, раскрывающих личное и общественное значение физического воспитания, его сущность и позволяющих самостоятельно использовать ценности физической культуры в целях самовоспитания.

В лекции были раскрыты вопросы, касающиеся физической подготовки и спорта как важного средства повышения профессионального мастерства сотрудников ФСИН России. Знание основ организации и содержания физической подготовки в органах, исполняющих наказание, учебных заведениях ФСИН России необходимо каждому специалисту с высшим образованием.


Лекция № 2: Основы здорового образа жизни курсанта. физическая кульура в обеспечении здоровья

Формирование человека на всех этапах его эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью. Организм человека развивается в постоянном движении. Сама природа распорядилась так, что человеку необходимо развивать свои физические способности.

Ребенок еще не родился, а его будущее развитие уже взаимосвязано с двигательной активностью. Потребность в движении является характерной особенностью растущего организма.

К сожалению, взрослый человек ощущает значительно меньшую потребность в движениях, чем ребенок. Но движение необходимо, как пища и сон. Недостаток пищи и сна улавливается организмом, вызывая целый комплекс тягостных ощущений. Двигательная же недостаточность проходит совершенно не замеченной, а нередко сопровождается даже чувством комфорта. При дефиците двигательной активности снижается устойчивость организма к простуде и действию болезнетворных микроорганизмов. Лица, ведущие малоподвижный образ жизни, чаще страдают заболеваниями органов дыхания и кровообращения.

Снижение двигательной активности в сочетании с нарушением режима питания и неправильным образом жизни приводит к появлению избыточной массы тела за счет отложения жира в тканях.

Огромное количество людей разного возраста занимаются физической культурой для того, чтобы улучшить самочувствие, укрепить здоровье, стать сильными, ловкими, выносливыми, иметь стройную фигуру, хорошо развитые мышцы. Занятия физической культурой это как бы компенсация за то, что мы лишены таких естественных физических действий, как бег, прыжки, плавание, ходьба и т. д. В повседневной жизни.

Выполняя физические упражнения, человек попадает в мир новых ощущений, положительных эмоций, обретает хорошее настроение, бодрость, жизнерадостность, чувствует прилив сил.

Медицинской наукой установлено, что систематические занятия физической культурой, соблюдение правильного двигательного и гигиенического режима являются мощным средством предупреждения многих заболеваний, поддержания нормального уровня деятельности и работоспособности организма.

Регулярные занятия физическими упражнениями, особенно в сочетании с дыхательной гимнастикой, повышают подвижность грудной клетки и диафрагмы. У занимающихся дыхание становится более редким и глубоким, а дыхательная мускулатура – более крепкой и выносливой. При глубоком и ритмичном дыхании происходит расширение кровеносных сосудов сердца, в результате чего улучшается питание и снабжение кислородом сердечной мышцы, тем самым увеличивается его ресурс. И одно из главных; выпускнику вуза кроме личностных и профессиональных качеств необходимо иметь крепкое здоровье и физическую подготовленность.


1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде, вызывая развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном счете приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке (курение и алкоголь), укорачивают свою жизнь.

Здоровье это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Охрана собственного здоровья это непосредственная обязанность каждого и никто не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни уже к 20 30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья, он должен за него бороться.

С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Существует много определений понятия «здоровье», смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. По определению Всемирной организации здравоохранения, принятому в 1948 г., здоровье это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:

- индивидуальное здоровье человека – естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г.З. Демчинкова, П.Л. Полонский);

- здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;

- индивидуальное здоровье человека это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, которое создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А.Д. Адо);

- здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В.П. Казначеев).

Можно говорить о трех видах здоровья: физическом, психическом и нравственном (социальном). Физическое здоровье это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, то есть жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются сознательное отношение к труду, повышение культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть не развит нравственно, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Функциональные резервы организма

Целостность человеческой личности проявляется во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает состояние здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжает созидательную деятельность. Академик П.М. Амосов предложил ввести новый медицинский термин «количество здоровья» для обозначения меры резервов организма. У человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5 9 литров воздуха в минуту. Некоторые высоко тренированные спортсмены могут произвольно в течение 10 11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров воздуха, то есть с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма. Возьмем сердце и подсчитаем его мощность. Есть минутные объемы сердца: количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что в покое оно выбрасывает 4 литра в минуту, а при самой энергичной физической работе — 20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4). Также есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб. Тогда с этой точки зрения, здоровье это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции. Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:

1. Биохимические резервы (реакции обмена).

2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).

3. Психические резервы.

Возьмем, например, физиологические резервы на клеточном уровне бегуна-спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м 10 секунд. Его могут показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить?

Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых секунды. Предел возможностей упирается в определенную скорость распространения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое для сокращения и расслабления мышц.

От чего зависит здоровье

Здоровье человека – результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов (см диаграмму). Влияние этих факторов на состояние здоровья следующее:

- человеческий фактор – 25 % (физическое здоровье – 10 %, психическое здоровье – 15 %);

- экологический фактор – 25 % (экзоэкология – 10 %, эндоэкология – 15 %);

- социально-педагогический фактор – 40 % (образ жизни: материальные условия труда и быта – 15 %, поведение, режим жизни, привычки – 25 %);

- медицинский фактор – 10 %.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: