Физическое воспитание

КОМПОНЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Включённое в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, физическое воспитание характеризует основу физической подготовленности людей – приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей.

Его важными элементами являются:

1) «школа» элементарных движений;

2) гимнастические упражнения и правила их выполнения, с помощью

которых, у ребёнка формируются: умение дифференцированно управлять движениями и способность координировать их в разных сочетаниях;

3) система упражнений для рационального использования сил при

перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, ходьбы на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и перемещении тяжестей;

4) «школа» мяча (игра в в/б, б/б, гандбол, футбол, теннис).

ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Т.к. физическое воспитание один из видов педагогического процесса, то принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими и на него распространяются общие принципы педагогики.

1. Принцип сознательности и активности – формирование

осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Это обеспечивается определённой мотивацией, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов. В качестве мотива может быть просто желание активно отдохнуть или получить хорошую оценку по физической культуре.

2. Принцип наглядности – создание правильного представления,

образа двигательного задания или отдельного элемента, перед попыткой выполнить его. Восприятие двигательного задания может быть как зрительное, так и слуховое. Принцип наглядности должен присутствовать не только на этапе первоначального обучения, но и на других этапах технического совершенствования двигательного действия или спортивного мастерства.

3. Принцип доступности – учитывание возрастных и половых

особенностей, уровня подготовки, а также индивидуальные различия в физических и психологических способностях занимающихся.

На практике, приходится сталкиваться с разным уровнем общей физической подготовленности, поэтому чаще всего применяется «фронтальный подход», когда всей группе даются задания усреднённой сложности, доступные «средней части» занимающихся. Недостаток этого подхода: сильнейшая часть группы работает в облегчённых условиях, а слабейшая – в усложнённых.

По мере знакомства с группой применяется так называемый «групповой подход», когда внутри учебной группы определяются микрогруппы по степени их подготовленности к определённому заданию.

«Индивидуальный подход», учитывающий возможности каждого занимающегося при определении учебно-тренировочного задания, используется:

– либо для определения отстающему дополнительного доступного задания для самостоятельных занятий;

– либо применяется в спортивной подготовке, где тренер встречается с учеником почти ежедневно в течение ряда лет.

4. Принцип систематичности – регулярность занятий, рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность и последовательность в освоении учебного материала, непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха.

Любая нагрузка имеет четыре фазы:

1) расходование энергии (тренировочная работа);

2) снижение работоспособности и восстановление;

3) сверхвосстановление;

4) возвращение к исходному уровню.

В 1809 году французским естествоиспытателем Жаном Ламарком было замечено, а в дальнейшем многими исследователями детально изучено замечательное свойство живых систем, состоящее в том, что организм не просто возмещает рабочие траты, а компенсирует их «с избытком», то есть восстановление энергетических ресурсов организма происходит с превышением исходного уровня – сверхвосстановление или суперкомпенсация. Путем сверхвосстановления израсходованных энергетических веществ и обновления белковых структур создается основа отставленного эффекта выполненной работы. Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и раскрывает суть совершенствования функциональных систем организма под влиянием систематических (регулярных) целенаправленных учебных занятий – тренировок.

Составляющие принципа систематичности:

а) непрерывность – если за тренировочным занятием последует слишком большой перерыв, то указанный эффект в той или иной мере постепенно утрачивается (редукционная фаза). Это относится прежде всего к уровню работоспособности (сформированные умения и навыка сохраняются в течение более длительного времени). Поэтому, интервал отдыха должен заканчиваться раньше, чем наступает редукционная фаза – на фазе сверхвосстановления;

б) повторяемость – необходимая составляющая, вызванная специфическими закономерностями приобретения и закрепления умений и навыков, совершенствования форм и функций организма;

в) вариативность – видоизменение упражнений, динамичности нагрузок, обновление форм и содержания занятий без изменения их целевой направленности. Это разнообразит учебно-тренировочный процесс, снижает психологические перегрузки, возникающие при выполнении однообразных заданий;

г) последовательность – переход от широкого общего физического образования к более углубленным специализированным занятиям (общая последовательность в многомесячном и многолетнем аспекте).

5)Принцип динамичности – постановка всё более трудных заданий по мере выполнения предыдущих, постепенное усложнение двигательных задач, нарастание объёма и интенсивности нагрузок (при соблюдении принципа доступности).

Ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не остаются неизменными. По мере приспособления к нагрузке уменьшаются вызываемые ею биологические сдвиги, происходит адаптация, а значит, экономизация функции: возможности организма, возросшие в результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему выполнить ту же работу с меньшим напряжением. В этом состоит биологический смысл адаптации к нагрузкам.

Рассмотренные методические принципы имеют тесную взаимосвязь, т.к. они отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же процесса физического воспитания. Отсюда следует, что ни один из указанных принципов не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие.

СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

К средствам физического воспитания относятся: физические упражнения, оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы.

1) Физические упражнения – целесообразные, рациональные двигательные действия, по форме и содержанию соответствующие задачам физического воспитания.

Двигательные действия, которые возникли первоначально в сфере труда и быта, а затем, видоизменяясь, становились физическими упражнениями. Взаимосвязь физических упражнений с физическим трудом заключается в том, что, возникнув на основе трудовых действий, упражнения стали средством физкультурно-спортивной практики, подготовки к труду. Число разработанных и используемых в различных видах спорта физических упражнений чрезвычайно велико, они существенно отличаются друг от друга по форме, по содержанию и по целевой направленности.

2) Оздоровительные силы природной среды – солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.

Оздоровительные силы природы используются в двух направлениях:

- как сопутствующие условия (занятия на открытом воздухе, в условиях горного климата);

- при организации специальных дозированных процедур (сеансы закаливания, воздушные, солнечные и водные ванны).

3) Гигиенические факторы - личная гигиена, гигиена сна, гигиена одежды и обуви, распорядок дня, режим питания, гигиена внешних условий занятий (чистота, освещённость, вентиляция). Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания усиливает положительный эффект физических упражнений.

Комплексное воздействие средств физического воспитания обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект, помогают повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий внешней среды.

МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

В процессе физического воспитания применяются: метод регламентированного упражнения, игровой, соревновательный, словесные и сенсорные методы.

1) Метод регламентированного упражнения.

Цель метода – обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определённых физических качеств, способностей.

Особенности метода регламентированного упражнения:

- твёрдо предписанная программа движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений);

- по возможности точное дозирование нагрузки и управление её динамикой по ходу упражнений, чёткое нормирование места и длительности интервалов отдыха;

- создание или использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажёров, срочного контроля над воздействием нагрузки).

2) Игровой метод.

Цель метода – комплексно совершенствовать двигательную деятельность, развивать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность, а также этот метод можно применять для воспитания коллективизма и сознательной дисциплины.

Особенность игрового метода – «сюжетная» организация игры. Игровой сюжет обычно заимствован из реальной жизни (имитация охоты, трудовых, бытовых действий). Но игровой сюжет может создаваться и специально, исходя из потребностей физического воспитания или конкретных задач того или другого занятия, или как условная схема взаимодействия играющих (современные спортивные игры).

3) Соревновательный метод.

Цель метода – совершенствование умений, навыков в усложнённых условиях для воспитания физических и морально-волевых качеств.

Фактор соперничества в процессе состязаний создаёт особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма.

Особенность соревновательного метода – сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.

Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизация занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачётных или официальных спортивных соревнований. Применять этот метод необходимо только после специальной предварительной подготовки.

4) Словесные и сенсорные методы.

Цель словесного метода – сообщение необходимых знаний, активизация восприятия, постановка заданий и формулировка отношения к нему учащихся, руководство процессом выполнения задания, анализ и оценка результатов, корректировка поведения занимающихся.

В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме:

- дидактического рассказа, беседы, обсуждения;

- инструктирования (объяснения задания, правил его выполнения);

- сопроводительного пояснения (лаконичного комментария);

- указаний и команд;

- текущей коррекции и итоговой оценки.

Цель сенсорного метода – обеспечение наглядности (визуального восприятия, слуховых и мышечных ощущений).

Сенсорный метод реализуется в форме:

- показа самих упражнений;

- «прочувствования» движений (обращение внимания на мышечные ощущения при различных вариантах выполнения двигательного задания);

- демонстрации наглядных пособий;

- кино - и видеодемонстраций;

- использования предметных ориентировок (флажков, мишеней, специальных разметок);

- воссоздания отдельных параметров движения с помощью аппаратурных устройств (метронома, магнитофона, системы сигнализирующих электроламп);

- текущего слежения за параметрами движения, состоянием и функционированием организма с помощью специальной электронной аппаратуры (темпом и скоростью движения, пульсом, АД и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: