Часть четвертая

Сценарий: Солодухина Нина, лето 2006г., г. Волжский Волгоградской области.

Моб.тел. 8-909-694-21-63;

e-mаil: ninasld@rambler.ru

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Марианна с учительницей спустились в столовую. Взяли себе еду и сели за столик. Учительница волновалась:

- Не знаю, о чем я буду говорить с этими молодыми исполнителями современной музыки?

Марианна уверенно ответила, желая поддержать учительницу:

- Как о чем? Им же где-то по 20-25 лет – вот и расскажите им о жизни Моцарта в эти годы!

Учительница немного успокоилась:

- Да, твой папа тоже это посоветовал. Ладно, буду приводить им побольше примеров – писем, так будет интереснее, может что-нибудь послушают и запомнят. Тем более там же многие с музыкальным образованием. Может и книжки какие читали…

У Марианны зазвонил мобильный телефон. Она ответила:

- Алло, да, папа!.. Да, уроки у нас закончились!.. Она не ушла еще, она рядом со мной, мы в столовой кушаем!.. Чтобы сама приехала?..

Она отключила телефон и сказала учительнице:

- Папа велел Вам самой приехать – он очень занят! Я Вам дам его номер телефона - как доедите, позвоните, он Вас встретит. Я скажу как ехать.

Учительница переспросила:

- «Велел»? Его приказы и власть на всех распространяются?

Марианна серьезно ответила:

- Просто он привык за все сам отвечать, нести ответственность за всех. Может иногда он и бывает жестким, но все знают, что надежней его никого нет. Советую Вам если не слушаться его, то хотя бы прислушиваться.

Телефон девушки снова зазвонил. Она включила его.

- Да, папа…Дать ей трубку?.. Хорошо… - и учительнице, - возьмите...

Учительница взяла телефон:

- Алло!.. Вы сказали приехать сегодня? Но уже, наверное, поздно, может завтра? Завтра у меня с утра будет свободное время…

В ответ она услышала твердый голос:

- Я велел приехать сегодня – Вам нужно встретиться с руководством проекта. Завтра уже начнутся занятия. Я понимаю, что Вы устали…

Учительница безнадежно спросила:

- Ваше начальство еще работает? До скольки? У меня еще есть время? Ну, я хотя бы могу заехать домой переодеться? Хотя, я живу далеко…

Марианна попросила у нее телефон и с радостью стала говорить отцу:

- Это я…Папа, мы же живем близко, поэтому можем заехать к нам домой … Да, я все поняла, так и сделаю! У нас есть два часа? Хорошо! Пока.

Она отключила телефон и ответила за него учительнице:

– Днем у многих другие дела, творческие люди работают обычно по ночам. Папа тоже. И вещи на разные случаи и работы возит с собой. Привычка! Едем к нам! Тут близко! Вы успеете принять душ и переодеться!

Учительница аж поперхнулась от возмущения:

- С какой стати я буду заезжать к Вам домой? И во что я должна там переодеваться? Мне что, тоже привыкать брать с собой пол дома?!.

Девушка спокойно ответила:

- После мамы осталось много новых вещей. Я их долго хранила. Поверьте, мне впервые хочется помочь чужой женщине…Вы приспособитесь к нашему образу жизни - мы всегда «все свое носим с собой», потому что вечные встречи, концерты, поездки – могут вызвать куда угодно в любую минуту!.. Даже братишка у меня всегда в «боевой готовности»!

Учительница замолчала и задумалась.

Поужинав, они сели в ее машину и включив музыку Моцарта в современной аранжировке, поехали домой.

Учительнице тоже было хорошо и спокойно с этими людьми.

Зайдя в квартиру, Марианна первым делом заглянула в детскую комнату – брат, «Моцарт», уже спал. Она зашла к себе в комнату и вышла с новым халатом и полотенцем. Подав их учительнице, прошептала:

- Вот, возьмите, ванная вон там. А я пока выберу Вам одежду.

Учительница посмотрела на часы на своей руке.

Два часа прошли – это показывали часы на руке учительницы. Подъехав к зданию, где снималась программа «Фабрика звезд», она вышла из машины и позвонила с мобильного телефона доценту.

- Я приехала… Да, хорошо, жду…

Скоро доцент открыл входную дверь…, и замер, увидев учительницу…

- Вам очень идет этот темно синий костюм!.. Я привез его из Парижа, а жене цвет не понравился. Марианна нашла Вам то, что надо! Добрый вечер, проходите, пожалуйста! Вас уже ждут!..

Учительница немного смутилась, но потом смело пошла вперед:

– Я знаю, что хорошо выгляжу в брючном костюме! Но такого у меня никогда не было! У Вас с Марианной хороший вкус! У меня столько новых событий за сегодняшний день! – она дошла до него. – Добрый вечер.

Доцент пропустил ее в здание:

- И этот день еще не кончился. – И, уже идя по коридору, по-свойски, даже почти по-семейному, спросил: - Сын спит? Я велел ему отдыхать…

Она так же просто ответила:

- Да. Вас все слушаются.

Доцент улыбнулся:

- А я послушался вас.

Она тоже улыбнулась:

- Я рада. И спасибо, что дали ему на завтра выходной.

Они дошли до кабинета, войдя, доцент представил ее:

- Вот это и есть преподаватель классики и вокала…

Один мужчина сразу встал и подал ей лист бумаги:

- Констанция Ивановна, очень приятно, какое у вас редкое имя! В общем, Ваша идея об отцах и сыновьях понравилась. Вот, подпишите контракт и приступайте к работе, по ходу дела со всеми познакомитесь.

С другой стороны девушка уже подавала ей другой листок:

- Ой, какая Вы красивая! Садитесь, пожалуйста. Вот список участников проекта, и сведения об их музыкальном образовании. Они сказали, что им будет очень интересно узнать получше классическую музыку!

Женщина напротив подала ей папку:

- В такой поздний час Вы так прекрасно выглядите! А здесь – музыкальные династии. Я буду с ними договариваться об участии в программе концерта, думаю, все согласятся. Тема-то очень хорошая!..

Учительница не знала куда себя деть от всех этих комплиментов и спасительно села за стол и стала читать все бумаги:

- Спасибо вам всем большое!

А доцент довольный воскликнул:

- Я понимаю, когда делают комплименты мужчины! Но чтобы женщины – женщине… Что-то я такого не слышал! Тем более от вас…

Все засмеялись, а молодой человек, открывая бутылку шампанского, подмигнул доценту:

- Так повода не было! Да что-то и мы с Вами рядом таких женщин никогда не видели! Давайте отметим это начало новой жизни! – и уже учительнице. – Я, как стилист, тоже выражаю Вам свое восхищение!

Он разлил шампанское по бокалам и все стали праздновать начало нового творческого года.

Потом обсуждали проект, подписывали бумаги…

А учительница заметила, что доцент все время на нее поглядывает и затем что-то записывает на листке нотной бумаги.

Когда все стали расходиться по домам, он дал ей этот листок:

- Эта музыка о Вас сегодняшней… Извините, что не могу Вас проводить – у нас еще запись песни. Я вызову Вам такси.

Она, удивленно посмотрев на него, взяла листок:

- Спасибо, все заканчивается еще одним необычным поступком – мне еще никто не посвящал музыку!.. Не надо такси. А костюм…

Он быстро ответил:

- Оставьте его себе. В память об этом дне!

Они вышли на улицу, он остался стоять в дверях, она села в машину и уехала. В машине она с листа стала представлять себе написанную музыку и ехала, слушая ее… Это была очень нежная и красивая музыка.

(Лист нотной бумаги с музыкой переносит нас в следующий день: он уже стоит на крышке рояля.)

Эта же музыка звучит уже из рояля – это учительница играет ее уже на инструменте. Начиналось занятие по классической музыке с участниками «Фабрики звезд». В зал стала заходить молодежь.

Учительница перестала играть и рассматривала, какие эти ребята все были разные. Тень сомнения в правильности ее нахождения здесь пробежала по ее лицу, но отступать было поздно и она уверенно начала:

- Здравствуйте, ребята! Со мной вы будете узнавать подробнее о классической музыке! Начнем с творчества Моцарта в ваши годы!

Она встала из-за рояля и включила на музыкальном центре диск с музыкой Моцарта, расставила репродукции портретов, разложила письма.

Ученики поздоровались с ней и стали слушать.

Она начала:

- Итак, (3), стр. 51): «Произведения для клавира (сонаты, концерты), которые Моцарт писал в изобилии в этот период, тесно связаны с его исполнительской деятельностью.

В первые годы жизни в Вене он часто принимал участие в концертах, устраивал свои собственные «академии» (концерты). Его называли первым виртуозом своего времени. Игра Моцарта отличалась большой проникновенностью, одухотворенностью и тонкостью. Особенно поражал современников талант импровизатора.

В 1777 году Моцарт, ему 21 год, познакомился с пианофорте работы А.Штейна и сразу оценил его достоинства».

И тут ее прервал юноша, с красивой модельной прической:

-Но, я знаю, что (3), стр. 51): «Яркая, интересная, полная творческих достижений жизнь композитора имела и другую сторону. Это материальная необеспеченность, нужда.

С годами интерес публики к выступлениям Моцарта снизился (концертная жизнь Вены в это период замирает), издание произведений оплачивалось скудно, а его оперы быстро сходили со сцены.

Моцарт, как и в Италии, не хотел подчиняться вкусам придворной знати, считавшей его музыку слишком серьезной и глубокой. «Высокие» ценители искусства не находили в его произведениях легкой и поверхностной развлекательности, которая приятно ласкала слух.

Непонятый, он и при дворе императора числился как сочинитель танцевальной музыки, за что получал мизерную плату. Лучшего применения таланту Моцарта найти не смогли».

Учительница обрадовалась, что хоть кто-то что-то знает:

- Ты прав. Спасибо. И дальше, ребята, кто что знает – можете говорить.

Она продолжила, обратив внимание на звучащее произведение:

- Моцарту 22 года, в эти годы (4), стр.126; (4ж), стр.246-248): «Не всегда Моцарт сохранял традиционный сонатный цикл.

Значительным отступлением в этом отношении является соната ля мажор, в которой вовсе отсутствует сонатное аллегро.

Такое отступление (соната без сонатного аллегро) продиктовано замыслом этой сонаты, господством в ней лирических и жанровых, но не драматических образов.

Этим данная соната отличается от до-минорной и от множества других произведений Моцарта, в которых драматическое содержание, столкновение контрастных образов, диктовало необходимость применения формы сонатного аллегро».

Девушка с простыми косичками спросила:

- Скажите, а почему эта музыка такая странная, как восточная?

- Ты очень внимательная, спасибо за вопрос. (4), стр. 127, (5), 174): «Это - непосредственный отклик композитора на парижские театральные впечатления, на увлечение «турецкой экзотикой», характерное для комической оперы.

Восточный колорит в подобных спектаклях столь же условен, как сюжет, и заключался главным образом в обильном применении ударных инструментов и подчеркнутой темпераментности исполнения. Эту веселую шумиху и запечатлел, видимо, Моцарт в своем грациозном, блестящем и жизнерадостном рондо».

Учительница заметила, что некоторые слушатели многого не понимают, и решила донести до них информацию более понятным способом - письмами:

- Чтобы вам была более была понятна жизнь композитора в то время я прочитаю приведенное в книге вот, такое письмо Моцарта: (4), стр. 127; (4з. Эйнштейн А. «Моцарт», Москва, 1977г., стр.64-66): «…Но должен искренне вам признаться, что я с куда более легким сердцем вернулся бы в Зальцбург, если бы не знал, что меня ждет там служба, - одна эта мысль для меня невыносима.

Подумайте сами, поставьте себя на мое место – в Зальцбурге я даже не знаю, кто я такой: порой кто угодно, порой совсем никто, а я не требую для себя ни слишком много, ни слишком мало. Мне нужно что-то определенное, конечно, если я это что-то собой представляю; в любом другом месте, я это знаю, тот, кто принят на скрипку, остается при ней, кто на клавир и т.д….»

Другой молодой человек, в футболке и шортах, согласился:

- Вот так же и я о себе думал в своем городе, и поэтому приехал на конкурс, чтобы доказать что-то определенное и себе и окружающим.

Учительница снова, как будто впервые вслушиваясь в слова писем Моцарта, поняла, что за много лет судьбы людей в мире не изменились:

- Это хорошая цель – найти себя в этой жизни. Тогда еще одно письмо: (4), стр.128; (4з), стр. 64-66): «…А теперь про нашу зальцбургскую историю! Вы знаете, дражайший друг, как ненавистен мне Зальцбург – и не только потому, что моему отцу и мне пришлось изведать там столько несправедливостей, хотя одного этого совершенно достаточно, чтобы навсегда забыть это город, окончательно вычеркнуть его из своих помыслов.

Впрочем, хватит об этом; только бы все сложилось так, чтобы нам можно было жить хорошо, но жить хорошо и жить радостно – два разных понятия, и достичь этого (без колдовства) мне не удастся…

Ну, пусть будет, что будет – я, как всегда, с величайшим наслаждением обниму любимейшего моего отца и любимейшую сестру, и чем скорее, тем лучше.

Впрочем, не стану лгать, мое удовольствие и радость удвоились бы, если бы это произошло в другом месте, потому что в любом городе у меня было бы больше надежд жить радостно и счастливо!..

…Зальцбург не место для моего таланта! Во-первых, здесь не уважают музыкантов, а во-вторых, здесь нечего слушать: здесь нет театра, нет оперы! – Если бы даже и в самом деле захотели поставить оперу, так кто же будет в ней петь?

Вот уже целых пять – нет, даже шесть лет прошло, а зальцбургская капелла по-прежнему полным полна бесполезными, нестоящими и на редкость ненужными лицами, а уж самые необходимые в ней и вовсе отсутствуют. Вот как обстоит сейчас дело…»

Девушка с длинными темными волосами тоже вспомнила:

- Помню, я читала: (4), стр.128; (4ж), стр. 128): «…Потеряв надежду устроиться в Париже, Моцарт вынужден был покинуть Францию.

Два года продолжалась унизительная служба Моцарта у зальцбургского архиепископа. Моцарт вынужден был согласиться на условия, ставившие его в очень тяжелое положение: он не имел права никуда выезжать, даже на короткое время, выступать без разрешения хозяина».

- Да, (3),стр.49): «Моцарт был в отчаянии. Впереди ожидало еще большее одиночество и ненавистная служба в Зальцбурге.

Творческим результатом поездки в Париж были пять замечательных сонат для клавира (так назывались в XVIII веке все струнные клавишные инструменты), в которых сказалась сила и зрелость таланта композитора.

Унизительное положение музыканта-слуги делало жизнь Моцарта в Зальцбурге невыносимой».

Учительница согласилась с ней:

- Да, тогда Моцарту было уже 24 года, (4), стр.128; (4з), стр.69): «В конце 1780 года желание Моцарта исполняется. Из Мюнхена приходит заказ на оперу seria, и он пишет «Идоменея» - единственное в своем роде произведение в его творчестве.

Наконец-то Моцарт снова располагает могучими оперными средствами – оркестром, объединившем музыкантов Мангейма и Мюнхена, выдающимися певцами… - и искушенной придворной аудиторией.

Опьянев от радости, Моцарт насыщает свое произведение таким обилием музыки, что она непременно ослабила его драматическое воздействие, если бы только оно вообще было присуще этой опере…

Моцарт сам сознавал «странности» своей оперы, но любил ее до конца своей жизни…»

(1), стр.85): «В 25 лет, в 1781 году, Моцарт написал оперу «Идоменей».

Посмотрите, пожалуйста, на этот портрет.

(Фото: портрет «В.А.Моцарт».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: