Портрет И.Н. де ла Кроче (1780-81г.)

(5), титульный лист, слева. Моцарту 24-25 лет. )

(Портрет «оживает», перенося нас из Настоящего в Прошлое

и мы видим, как Моцарт пишет письмо.)

- Послушайте письмо того времени: (4), стр.128; (4з), стр.69): «…Будьте уверены, что я люблю труд, а не безделье. В Зальцбурге – да, правда, там мне было очень тяжело работать, я почти не мог заставить себя – почему? Потому что на душе у меня было нерадостно; ведь вы сами должны признать, что в Зальцбурге – по крайней мере для меня – на грош нет рассеяния; со многими тамошними жителями мне встречаться не хочется, а для большинства других я сам недостаточно хорош.

Никто не поощряет там мой талант! Когда я играю или когда исполняется что-либо из моих сочинений, мне, право, кажется, что слушают меня одни только столы и стулья. Был бы там хоть сколько-нибудь порядочный театр, ведь только в этом и заключаются мои развлечения…».

(Моцарт играет музыку из оперы «Идоменей», и эту же музыку играет учительница, перенося нас из Прошлого в Настоящее.)

Учительница закончила играть и продолжила урок:

- Да, (4), стр.129; (4и. Моцарт В. «Избранная переписка», Москва, 1958г., стр. 46, 48, 51, 58): «В творчестве Моцарта «Идоменей» занимает особое, очень важное место: завершая ранний период, эта опера одновременно является началом зрелой поры. В ней, несмотря на условность сюжета и жанра, уже проявилось смелое новаторство Моцарта в области форм, оркестровки, гармонии.

Сюжет оперы – трагическая судьба критского царя Идоменея – история, основанная на распространенной в Греции древней легенде о приношении собственного сына в жертву богам. / Что очень символично для взаимоотношений отца и сына Моцартов с искусством. /

...Вся опера была написана в течение четырех месяцев – Моцарт приступил к работе еще в Зальцбурге в октябре и закончил ее …к середине января 1781. Моцарту 25 лет.

Премьера «Идоменея» состоялась в мюнхенском придворном театре 29 января 1781. Моцарт сам дирижировал первыми спектаклями, вылившимися в настоящее торжество для него.

Ни в одной из последующих опер Моцарта нет таких драматичных, смелых по реализму, разнообразных по характеру и совершенных по мастерству хоров, как в «Идоменее».

В ХХ столетии «Идоменей» ставился на вагнеровских и моцартовских вечерах в Мюнхене (1926); в 1931 Рихард Штраус поставил ее в Вене; в 1941 году она шла в США под управлением Бруно Вальтера».

Поднимите руки, кто видел постановки каких-нибудь опер Моцарта, кто, может, ходил на концерты его произведений?

Несколько человек подняли руки. Она кивнула головой:

- Понятно. Надо нам с вами как-нибудь будет сходить.

Учительница села на стул и взяла несколько листов:

- Вот, послушайте еще письма из избранной переписки Моцарта.

(Учительница стала читать письма и представлять себе:

даты на календарях, как писали друг другу,

отправляли на почте, получали у почтальона,

и читали письма Моцарт и его отец –

мы переносимся через письма из Настоящего в Прошлое.)

(4), стр.129; (4и), стр.108, 124, 135, 153.

«Мюнхен, 1 декабря 1780г.

Мой дорогой отец!

Репетиция прошла исключительно хорошо;

…Не могу вам передать, как все радовались и были ошеломлены. Но я иначе и не предполагал. Уверяю вас, я шел на эту репетицию с таким спокойным сердцем, как будто на какой-нибудь завтрак…»

«Зальцб(ург), 11 декабря 1780.

Мой дражайший сын!

Я рекомендую тебе во время работы думать не только и не единственно о музыкальной, а также о немузыкальной публике. Ты знаешь, что на 10 истинных знатоков приходится 100 невежд, так что не забывай о так называемом popolare, которое щекочет и длинные уши…»

(1), стр.85): «В ответ на письмо отца, опасавшегося, чтобы опера не оказалась слишком трудной слушателей, Моцарт спокойно заявил:

- О так называемой доступности не беспокойтесь. Музыка моей оперы – для людей всех рангов, кроме тех, у кого длинные уши».

Вот это письмо дословно: (4), стр.129; (4и), стр.108, 124, 135, 153.

«Мюнхен, 16 декабря 1780.

Мой дражайший отец!

…О так называемом popolare вы не беспокойтесь, потому что в моей опере есть музыка для всякого рода людей, за исключением длинноухих.»

«Мюнхен, 27 декабря 1780.

Мой дражайший отец!

Последняя репетиция прошла великолепно. Она происходила при дворе в большой комнате, и курфюрст тоже тут был. На этот раз репетировали полным оркестром… После первого действия курфюрст особенно громко сказал: Bravo, а когда я подошел приложиться к его руке, он сказал: «Эта опера будет charmante, она его безусловно прославит»…

…Он… очень приветливо мне аплодировал и, смеясь, сказал: нельзя было подумать, что в такой маленькой голове кроется нечто столь большое…

покорнейший сын Воль. Амд. Моцарт».

(Голос учительницы переносит нас из Прошлого в Настоящее.)

- Итак, (1), стр.84): «Как и отец, Моцарт получил место музыканта при дворе архиепископа в Зальцбурге».

(4), стр. 130-131; (5), стр. 196-200) «Среди мюнхенских знатоков «Идоменей» получил безоговорочное признание… Но для композитора эта работа оказалась рубиконом.

Снова увидев ожившие от его прикосновения сценические образы, он уже не мог больше мириться со своей зависимостью. Протест, накапливавшийся давно, сейчас каждую минуту готов был прорваться; нужен был только внешний повод для того, чтобы Моцарт круто повернул линию своей жизни.

Повод этот вскоре нашелся: прямо из Мюнхена, не возвращаясь обратно в Зальцбург, по вызову архиепископа он должен был выехать в Вену. За время его отсутствия хозяин отбыл в столицу, сопровождаемый всей своей свитой, в том числе и музыкантами, достоинствами которых он хотел блеснуть перед венской знатью».

(Когда учительница говорит дальше и приводит безрадостные факты биографии Моцарта, ребята тихо, но очень живо на них реагируют: переглядываются друг с другом, переговариваются, обсуждают.)

- И опять, (4), стр. 130-131; (5), стр. 196-200): «Вначале Моцарт обрадовался поездке, надеясь на встречи с венской музыкальной средой, но с первых же дней остро почувствовал безысходность своего положения.

Кабальные условия службы сохранили силу и здесь: несмотря на многочисленные приглашения, которые он получал от венских меценатов, он был по-прежнему скован своими обязательствами и не имел права выступать без разрешения хозяина.

Даже в тех домах, где концерты происходили по воле или с согласия архиепископа, тот не давал права чувствовать себя художником: по приказу Колоредо его музыкантов вводили через черный ход прямо на эстраду, и уходили они тем же путем, не общаясь с приглашенной публикой».

(3),стр.49): «Чтобы еще больше унизить всемирно известного музыканта,» (1), стр.84): «Каждое утро он должен был вместе с другими слугами стоять в передней хозяина и ждать распоряжений на день, терпеть постоянные издевательства и унижения».

(4), стр. 130-131; (5), стр. 196-200): «К тому же архиепископ пользовался всяким случаем, чтобы больнее уязвить Моцарта: обедать он заставлял его в людской, и место ему было предназначено выше лакеев, но ниже поваров». (3),стр.49): «А в это время с блестящим успехом в Мюнхене шла его новая опера «Идоменей».

(4), стр. 130-131; (5), стр. 196-200): «При этом он без стеснения эксплуатировал дарование своего слуги, заказывая иногда вечером новую сонату, которую тот должен был исполнить на следующий день.

В конце концов, заподозрив, что Моцарт найдет случай устроиться помимо него, он счел необходимым удалить его из Вены и потребовал, чтобы Вольфганг немедленно выехал в Зальцбург».

(3),стр.49): «Продолжаться так больше не могло». (1), стр.84): «И, наконец, не выдержав, Моцарт подал архиепископу прошение об уходе. Никто из слуг никогда ранее не осмеливался добровольно отказаться от службы при дворе архиепископа. Неслыханная дерзость!»

(4), стр. 130-131; (5), стр. 196-200): «Тут возмущение Моцарта прорвалось окончательно: не думая о будущем, ни на кого не надеясь, не имея ни малейшей уверенности в возможности заработка, он пошел на открытый разрыв с архиепископом».

(Через письмо мы переносимся из Настоящего в Прошлое. Моцарт читает вслух свои письма, прежде чем запечатать их в конверт.)

- Спасибо за сочувствие, я вижу, эти сведения вы принимаете близко к сердцу, но самое судьбоносное событие еще впереди.

Вслушайтесь в слова еще одного письма Моцарта: (4), стр. 130-131; (5), стр. 196-200): «Полный негодования, он писал отцу: «… Вам в угоду… я готов пожертвовать своим счастьем, своим здоровьем и своей жизнью, но честь моя – она мне, да и Вам, должна быть дороже всего». «Сердце облагораживает человека. И пусть я не граф, но чести во мне, вероятно, больше, чем у иного графа». (4),стр.140, (5), стр.228), здесь приведен такой текст этого письма: «Вам в угоду, мой лучший отец, я готов был пожертвовать своим счастьем, своим здоровьем, своей жизнью, но честь – она для меня, да и для вас также, должна быть выше всего…сердце облагораживает человека, и пусть я не граф, но чести во мне больше, чем у любого графа» (19 мая 1781 года, Моцарту 24 года.)

Бывшему своему покровителю, графу Арко, пытавшемуся сгладить конфликт ссылками на то, что он сам принужден безмолвно переносить грубости хозяина, Моцарт гордо ответил: «У вас могут быть свои причины переносить это, а у меня – свои причины не мириться с этим».

(4), стр. 130-131; (5), стр. 196-200): «Старый музыкант был в отчаянии. Он пытался образумить сына, уговорить его изменить свое решение, но на этот раз Моцарт был непреклонен.

Последние встречи с архиепископом Моцарт долго не мог вспоминать без содрогания».

Тут кудрявый юноша, очень похожий на Моцарта с фотографии его в молодости, встал со своего места и начал ходить по залу:

- Ой, я знаю о чем Вы сейчас будете говорить!.. Я сам об этом расскажу, потому что тоже без боли не могу вспоминать о своем таком же случае. Меня, до приезда сюда, папа тоже устроил работать к одному крупному бизнесмену в частный домашний театр. Я жил точно в таких же унизительных условиях, и также папа был против, чтобы я уходил, так как там платили большие деньги. И меня выкинули также… В общем, слушайте:

(Юноша стал всматриваться в портрет Моцарта,

портрет «оживает», перенося нас из Настоящего в Прошлое.

Мы видим события, о которых рассказывает юноша.)

- В то время, (3), стр. 51): «Моцарт подал прошение об отставке. Ему отказали. Он настаивал и вновь подал прошение».

(4), стр. 130-131; (5), стр. 196-200): «Просьба об увольнении, которую Моцарт подал, была оставлена без ответа. Архиепископ не поверил, что Вольфганг действительно отважится на такой риск, и заподозрил его в желании выговорить для себя более льготные условия.

В ярости своей он потерял всякую сдержанность и осыпал Моцарта гнусными ругательствами. В следующий раз, когда Моцарт снова, со всей твердостью, повторил свое заявление, из кабинета архиепископа вышел обер-камергер граф Арко, бывший покровитель Моцарта в Зальцбурге, и, разъярившись бранью, пинком ноги, столкнул его с лестницы.

(1), стр.84): «Потрясенный грубостью, Моцарт потерял сознание». (4), стр. 130-131; (5), стр. 196-200): «Дрожа, и ничего не видя перед собой, Моцарт еле добрался до своей комнаты;» (1), стр.84): «…и надолго заболел».

(3), стр. 51): «Это было последней каплей, переполнившей чашу терпения.

Нервное потрясение вызвало болезнь, но и твердое решение жить независимо». (4), стр. 130-131; (5), стр. 196-200): «Несколько дней он был тяжело болен и то бредил, то впадал в состояние почти полной прострации.

Но, пережив этот душевный кризис, он вышел из него окрепшим и полным решимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: