Теперь он готов был ко всему, что могло его ожидать впереди, - к нищете, голоду, гибели; но больше он не поступится свободой и не сдастся на милость своего просвещенного тирана

Он остался в Вене, имея опорой только свой замечательный талант. Это был первый композитор Австрии, решившийся на такой безумно смелый шаг ». (3), стр. 51): «Нужда, голод не пугали композитора. Не имея уверенности в постоянном заработке, Моцарт рассчитывал только на свой талант. Он был полон сил, надежд, освободившейся от оков энергии».

(Голос учительницы переносит нас из Прошлого в Настоящее.)

- Да, (4), стр. 130-131; (5), стр. 196-200): «Так кончилась юность Моцарта и началась зрелая пора его жизни, пора создания лучших, бессмертных творений».

Ты успокойся, пожалуйста, спасибо тебе за рассказ. И молодец, что нашел в себе силы изменить жизнь.

Молодой «Моцарт» сел на свое место:

- Я тогда тоже ушел в никуда. Я не знаю, сумею ли я победить здесь, но жить по прежнему я больше не мог.

Учительница внимательнее посмотрела на своих учеников, она впервые поняла, что их взросление – тоже не из легких:

- Я понимаю как вам тоже сейчас трудно в наше время.

Но, главное – верить в себя, в свои силы, в свой талант, и идти всегда только вперед! Все в жизни не зря. И ничего не случайно.

Значит, было нужно, чтобы именно вы оказались именно здесь. Это хороший старт в творчестве.

Девушка с множеством тоненьких косичек поблагодарила:

- Спасибо Вам, что Вы поддерживаете и понимаете нас. А то все вокруг только ругают молодежь, и мало кто вникает в наши проблемы…

- И вам спасибо, с вами я тоже научилась больше разбираться в современных юношах и девушках.

Первое время вам придется нелегко на новом месте и много придется работать, как и Моцарту. (1), стр.84): «Зато как радостно стало на душе, когда наступили первые дни свободы. Моцарт приехал в Вену и с воодушевлением взялся за работу. Он писал, бегал по урокам, вечерами выступал перед публикой. Он был неутомим!»

«Кудрявый» добавил:

- Да, (1), стр.84): «Это было в 1781 году. 25-летний Моцарт писал из Вены отцу: «Счастье мое начинается только теперь».

Девушка в очках повторила за ней:

- Представляете, только в 25 лет Моцарт смог сказать о себе (4), стр. 130-131; (5), стр. 196-200): «Счастье мое начинается только теперь», - писал он разгневанному отцу».

Учительница тоже подтвердила этот факт:

- Да, вы абсолютно правы, (1), стр.85): «Это было в 1781 году. Моцарт писал из Вены отцу: «Счастье мое начинается только теперь».

(3), стр.50): «В 1781 году Моцарт поселился в Вене, где и прожил до конца своих дней.

Так началось последнее десятилетие жизни Моцарта, годы наивысшего расцвета его таланта».

(3), стр.50): В 1781 году, в 25 лет, по заказу Немецкого театра в Вене Моцарт написал комическую оперу «Похищение из сераля». (Я думаю, что вы знаете, что «сераль» - женская половина дома богатого восточного вельможи.) В это время в Вене, как и в других городах Австрии, усиленно насаждалась итальянская музыка. Это противоречило народным вкусам, но нравилось придворным кругам. Написать национальную оперу на родном немецком языке было заветной мечтой композитора. Опера была восторженно принята слушателями. Только императору она показалась слишком уж сложной. «Ужасно много нот, мой милый Моцарт», - недовольно сказал он композитору. «Ровно столько, сколько нужно, ваше величество», - с достоинством ответил Моцарт.

(1), стр.85): «Почти в это же время Моцарт женился на Констанце Вебер. Он был полон любви и благодарности к девушке, пришедшей ему на помощь в трудные минуты его жизни. Это чувство наполняло его, когда он создавал образ главной героини оперы - нежной, поэтичной, бесстрашной девушки, носившей имя его невесты».

(4), стр.131; (5), стр.201-202: «В первый год свободной жизни Моцарта в Вене ему пришлось трудно…

С раннего утра он писал, до обеда ходил по урокам, по вечерам выступал, а ночью снова писал, пока от утомления перо не валилось из рук. За этот огромный труд он получал вознаграждение, которого едва хватало на оплату комнаты и скудный стол.

Забота о гардеробе доставляла ему особое мучение: в грубой зальцбургской одежде невозможно было появиться в столичных гостиных, тем более что внешность и без того была предметом тайных огорчений Вольфганга».

Учительница взяла со стола очередное письмо:

- Представьте, до чего нужно дойти человеку, чтобы написать такое Письмо отцу: (4), стр.132; (4е), стр.184-185, 187-188: «…Моя жизнь здесь полна забот и огорчений, жалобных и слезливых писем я не стану читать. Я живу своим трудом, другие же продолжают получать жалованье.

Дорогой отец, я не прислал вам до сих пор денег; не моя в том вина: летний сезон; имейте терпение!.. я также им вооружился. Бог свидетель в том, что я не забуду вас. – Пришлите мои платья.

…Траур снят, стало жарко, а вы не присылаете. Я был вынужден заказать новое, так как не могу выйти на улицу в лохмотьях нищего…

Белье мое достойно сожаления; нет здесь лакея, который бы имел рубахи из более грубого холста; приличному человеку даже страшно подумать об этом.

А между тем – новый расход. У меня была только одна ученица; она уехала на три недели, новая потеря для меня.

Тем не менее, главный принцип – не роптать, иначе потеряешь все»

Другая девушка, с гладкой прической и зачесанными назад волосами, тоже продолжила тему о жизни Моцарта:

- Но постепенно у него все стало налаживаться. Я тоже этот период его жизни из книги помню.

(4), стр.132; (4е), стр.184-185, 187-188: «Тем временем отношение венского двора к молодому Моцарту несколько изменилось. Император Иосиф II, а за ним и все приближенные стали более внимательны и любезны в обращении с ним: Вольфганг был даже приглашен не ежедневные собрания камерной музыки у императора…

К этому времени относится затеянное императором состязание Моцарта с модным виртуозом Клементи, автором известного «Gradus ad Parnassum».

Был устроен концерт во дворце и приглашены избранные слушатели. Бой музыкантов окончился победой Моцарта, получившего в награду за это 50 дукатов».

Учительница среди писем нашла другой листок:

- Да, это известный случай. Об этом музыканте «В письме к отцу он не очень лестно отзывается о знаменитом пианисте: «…Он хороший пианист; вот все, что можно о нем сказать. Он ловко владеет правой рукой, его главное достоинство в исполнении терций, но вместе с тем у него нет ни вкуса, ни чувства… Это какой-то механизм».

В этот момент в зал вошел доцент, он был чем-то очень обеспокоен и позвал учительницу:

- Констанция Ивановна! Извините, что прерываю ваше занятие, но на сегодня оно закончено. Ребята, вы свободны.

Учительница удивленно спросила:

- Но мы только начали… Или что-нибудь случилось?

Доцент тревожно ответил:

- Случилось.., с сыном.

Ученики стали уходить, встревожено смотря на доцента.

Когда все ушли они сели на диван, она дала ему стакан воды.

Он залпом его выпил, поставил стакан на стол и стал рассказывать:

- У сына есть завистливый соперник - свой "Сальери", помните девочку из его класса? Она тоже одаренный музыкант, но на конкурсах все время занимает вторые места, после сына.

Учительница стала вспоминать:

- Да, она еще говорила, что любит творчество Сальери.

(Криминальный "аккорд" из жизни современных "Моцартов")

Доцент облегченно вздохнул от того, что она знает о ком он говорит:

- …и хорошо играет его произведения - гений этой музыки. Папа девочки "Сальери" – владелец крупного предприятия, после очередного конкурса захотел наказать сына, отомстить за поражение.

Консьержка в доме за сыном не доглядела, и его похитили люди папы "Сальери". Он заставил сына говорить: "Сальери талантливее Моцарта!", но тот отказался это сказать.

Тогда сделали соревнование, насмотревшись фильмов, папа "Сальери" одел на сына противогаз, и заставил играть в противогазе музыку Моцарта без помощи нот, по памяти какие знает произведения – пока сын не скажет фразу о дочке. А ей - без противогаза играть музыку Сальери - кто кого переиграет. Мне он сейчас позвонил и сказал условия освобождения сына: если "Сальери" выиграет пари, то я должен буду отдать первый приз "Сальери", заявив, что мой сын менее талантлив и больше никогда не будет участвовать с ней в конкурсах.

Я, конечно, сильно переживаю, нервничаю и беспокоюсь за жизнь своего сына, но я не знаю где его искать… и поэтому надеюсь лишь на бесспорный талант своего сына и его победу.

Учительница, застыв от ужаса, медленно произнесла:

- А мы сейчас тоже говорили о таком состязании… - и она представила себе, как бы это могло быть…

(Кадры «переносят нас из Настоящего в Прошлое и обратно: состязание Моцарта и Клименти сменяется борьбой «Моцарта» и «Сальери»)

__________________________________________________________________

(Между этими кадрами – мы видим и как доцент переживает за сына:

мы это видим глазами учительницы,

(она сидит, застыв на одном месте, сложив ладони для молитвы)

Кадры (точки мизансцен),

когда папа "Моцарта" слушает музыку Моцарта)

1) стоит в своем офисе у огромного окна, смотрит на город - принимает какое-то решение;

2) сидит в кресле, перебирает четки из гематита - размышляет;

3) с бокалом коньяка, полусидя на диване, нога на ноге в позе "4", голова запрокинута назад;

4) разговаривает по сотовому телефону: стоит, ходит, кричит на кого-то;

5) стоит около высокой спинки стула, ладони положил на спинку и опирается на них подбородком; приподнимается, опирается на спинку локтем, на кисть опирается подбородком;

6) рассматривает карту города - стоит на правой ноге, левая приподнята и опирается на перекладину между ножками стула, левая рука локтем опирается на колено левой ноги, подпирая кистью подбородок, правая согнута в локте, кисть на поясе.

7) руки в карманах брюк, стоит, перекатывается с пятки на носок и обратно; смотрит прямо перед собой;

8) стоит боком с пистолетом – да, он понимает, что, тут все зашло слишком далеко и что все слишком серьезно;

9) сидит на подоконнике, скрестив ноги, руки сложил, скрестив на груди.

Естественно, когда у "Сальери" закончились произведения "по памяти" папа дал ей ноты, и противостояние продолжалось.

«Моцарт» играл, но голова уже падала вперед, он снова поднимался…

Когда кончились и ноты папа "Сальери" впал в ярость: стал избивать дочку нотами по рукам, по пальцам за ее "бесталанность".

А "Моцарт" все играл…

Папа "Сальери" сказал ему, что он победил и может уже остановиться, но "Сальери" в истерике кричала, чтобы "Моцарт" играл, и никого к нему не подпускала.

…"Моцарту" уже становилось совсем плохо в противогазе, но "Сальери" не давала отцу подойти и снять его - она схватилась за крышку от клавиш и грозилась опустить ее на пальцы "Моцарта", если кто-нибудь попытается остановить его игру.

Папа "Сальери" позвонил отцу "Моцарта", сказал, где они находятся и чтобы тот забрал своего гениального сына - в нем заговорили человеческие качества: он, признав поражение, не мог допустить, чтобы гениальному мальчику его дочь могла нанести вред.

…Когда отец "Моцарта" с учительницей приехали на своих машинах, на улице уже стояли машины "скорой помощи" и "милиции" - это они сразу вызвали их по указанному адресу, чтобы помощь сыну была до их приезда.

Доцент вышел из машины и направился к дому, учительница за ним.

…Семью "Сальери" выводили из здания милиционеры, перед чем сесть в машину, папа "Сальери" сказал, смотря в глаза отцу "Моцарта":

- Надеюсь, не существует такого яда, который смог бы отравить вашего сына!

На что отец "Моцарта" ответил ему:

- Жизнь ребенка зависит от того, кто и как его воспитал!

Учительница тоже подошла к отцу «Сальери» и сказала:

- Творчество, построенное на зависти, съедает само себя.

Из дверей медики вывели девочку, ее забирали в больницу.

Доцент сказал и ей:

- Если не можешь победить талант гения - не надо с ним бороться! Конкурс - это всего лишь часть жизни, а как ты собираешься жить дальше?

А учительница задала ей риторический вопрос:

- Теперь ты поняла, чем сильна музыка Моцарта?

Сыну, которого выносили на носилках врачи, отец сказал:

- Есть такая фраза: «То, что нас не убивает - делает нас сильнее!"

На что "Моцарт", обессиленный, но с веселыми глазами и улыбкой, ему ответил:

- А "Реквием" я им так и не сыграл!!!

Учительница, видя измученного мальчика, сначала нахмурилась, но потом подошла к нему, тоже улыбнулась, и, погладив по голове, сказала:

- Рано тебе еще думать о «Реквиеме». Больше не будешь приходить ко мне на занятия – папа сказал, что я буду учить тебя у вас дома.

Мальчик засмеялся:

- Не знал, что бывают такие телохранители! Хотя, я был бы не против, чтобы Вы всегда были рядом!

Врач «скорой помощи» хмуро пробурчал:

- В машине поместится только один человек… Ехать могут только близкие родственники… А Вы ему кто?

Она переглянулась с доцентом, и быстро ответила врачу:

- Конечно…, я понимаю… Я просто коллега отца… – и уже мальчику. - Я буду очень стараться быть рядом, но сейчас с тобой поедет папа, а мне нужно спешить на урок – поработать за двоих – за него и за себя! Выздоравливай! – она села в свою машину и уехала.

Она вернулась на «Фабрику звезд». Все спрашивали, чем закончилась история с сыном доцента. Она отвечала, что «все хорошо».

Прерванное занятие продолжилось.

- Отдохнули? Поговорим дальше об операх Моцарта. (4), стр.132; (4е), стр.184-185, 187-188: «…Император Иосиф II, желая осуществить заветную идею – создание национальной оперы, - не мог сделать выбора среди своих любимых венских композиторов: Гайдн славился, преимущественно, как автор инструментальной музыки, Сальери был итальянец, а знаменитый реформатор Глюк был слишком стар. Вот где таится причина неожиданной милости императора к Моцарту, заключавшейся в том, что ему заказана была опера на немецкий текст – «Похищение из сераля».

Она включила на музыкальном центре диск с оперой:

- Красивая музыка? (4), стр.133; (4ж), стр. 132: «…типична условная «турецкая» экзотика, вызвавшая применение элементов янычарской музыки и использование в оркестре большого (турецкого) барабана и треугольника. Но, несмотря на традиционный тип сюжета, ни в одной опере того времени не было такой мягкой и тонкой музыкальной характеристики героев и их чувств, глубокого проникновения в их психологию, такой задушевности и поэтичности в воплощении лирических образов и такого остроумия и юмора в воплощении комических образов, как в опере Моцарта».

Потом она обратила внимание ребят на репродукцию картины:

- Посмотрите, и постарайтесь представить. Моцарту здесь 23 года. Он на представлении оперы «Похищение из сераля» в Берлине, в 1779 году.

(Фото: картина «Моцарт на представлении оперы «Похищение из сераля» в Берлине. 1779г.», (2), стр. 128-129, справа. )

(Картина оживает и переносит нас из Настоящего в Прошлое)

(4), стр.133, (4к. Стендаль, сочинения в 15-ти томах, том 8, Москва, 1959г.): «Как-то Моцарт поздно вечером прибыл в Берлин. Едва выйдя из кареты, он спросил у слуги в гостинице, дают ли нынче какую-нибудь оперу.«Да, «Похищение из сераля». – «Чудесно!»

И он тотчас же отправился в театр, остановился у входа в партер, желая послушать спектакль и вместе с тем остаться неузнанным.

Но, то восхищаясь прекрасным исполнением одних арий, то негодуя на манеру пения артистов в других, на неверный темп или произвольные украшения, которые те допускали, он, попеременно выражая восторг или досаду, незаметно очутился у барьера оркестра.

Директор театра позволил себе внести некоторые изменения в одну из арий; когда дошли до этого места, Моцарт, не в силах сдержаться, крикнул почти в полный голос оркестру, как именно здесь нужно играть.

Все оглянулись на человека в дорожном сюртуке, который поднял такой шум. Кое-кто узнал Моцарта, и тотчас же и музыкантам и артистам стало известно, что он находится в зрительном зале.

Некоторые участники спектакля, в том числе одна прекрасная певица, были так поражены этим известием, что отказались играть.

Директор сообщил Моцарту о своем затруднительном положении в связи с этим отказом. Тот мгновенно оказался за кулисами и, похвалив артистов за их страдание, добился, в конце концов, того, что они стали продолжать оперу».

(Голос девушки переносит нас из Прошлого в Настоящее.)

- А расскажите, пожалуйста, о жене Моцарта, она такая красивая!

- О ней мы поговорим в следующий раз. На сегодня это все, до встречи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: