отношения

Социальное Достаточно регулярные взаимообусловленные социальные

Взаимодействие действия субъектов, направленные друга

Социальный Поведение индивидов, групп при столкновении их

… несовместимых взглядов

А 38. Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.

А 39. Какую функцию семьи иллюстрирует планирование семейного бюджета?

1. репродуктивную 3. социально-статусную

2. социального контроля 4. хозяйственно-экономическую

А 40. В стране Z проводился опрос учащихся 5 и 9 классов об их отношении к чтению книг.

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.

Ответы учащихся Учащиеся 5 класса Учащиеся 9 класса
«Мне нравится читать»    
«Я читаю потому, что этого требуют учителя и родители»    
«Не люблю читать, скучное занятие»    
«Чтение сейчас никому не нужно»    

Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы?

1. Процент тех, кто не любит читать, потому что это «скучное занятие», выше среди учащихся 5 класса, чем среди учащихся 9 класса.

2. Учащиеся 5 класса получают от чтения большее удовольствие, чем учащиеся 9 класса.

3. Интерес к чтению прививают в основном средства массовой информации.

4. Вывод о том, что чтение сейчас никому не нужно, делают преимущественно слабоуспевающие

А 41. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

Объективной тенденцией развития межнациональных отношений в современном мире является

А. стремление к сохранению национального своеобразия.

Б. расширение взаимосвязей во всех сферах общественной жизни.

1. верно только А 3. верны оба суждения

2. верно только 4. оба суждения неверны

А 42. При устройстве на работу гражданка А. заполняла анкету, в которой указала, что она специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.

А 43. Семья К. состоит из пяти человек. Муж занимается бизнесом, жена - воспитанием детей. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что это семья патриархального (традиционного) типа?

1. К. - гостеприимные хозяева, в их загородном доме часто останавливаются родственники.

2. К. - владелец фирмы по продаже цветов

3. Семья К. состоит из мужа, жены, двух дочек и матери мужа.

4. Муж решает вопросы составления и использования семейного бюджета.

А 44. Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. премьера фильма ужасов

2. фестиваль рекламных роликов

3. переиздание детектива-бестселлера

4. выставка художников-авангардистов

5. областной смотр фольклорных коллективов

6. открытие международного конкурса пианистов

А 45. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «способности человека».

1) Задатки, 2) одаренность, 3) образование, 4) активность 5) талант, 6) гениальность.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

А 46. Учёные опросили группу 45-летних жителей страны Z. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: «Почему снижается воспитательный потенциал семьи?». Результаты опроса представлены в гистограмме.

Проанализируйте данные гистограммы и выберите верное утверждение.

1. И мужчины, и женщины считают главной причиной снижения воспитательного потенциала семьи увеличение количества неполных семей.

2. Меньшая доля мужчин, по сравнению с женщинами, указывают в качестве причины снижения воспитательного потенциала семьи отсутствие у родителей необходимых знаний.

3. Одинаковая доля опрошенных мужчин и женщин рассматривают вмешательство родственников в воспитание детей как причину снижения воспитательного потенциала семьи.

4. Женщины в большей степени, чем мужчины, связывают снижение воспитательного потенциала семьи с плохими отношениями между родителями.

А 47. В ходе социологических опросов 2003 и 2013 гг. жителям страны Z предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования?». Были получены следующие результаты.

варианты ответа % от числа опрошенных
   
Определённо да / скорее да    
Ни да, ни нет    
Скорее нет / определённо нет    
Затруднились ответить    

Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?

1. Треть опрошенных в 2003 г. и примерно десятая часть в 2013 г. не смогли определить своё отношение к проблеме.

2. Пятая часть в 2003 г. и треть опрошенных в 2013 г. качеством образования удовлетворены.

3. Процент опрошенных, неудовлетворённых качеством образования
в стране Z в 2013 г., снизился.

4. В стране Z доля тех, кто не интересуется проблемами образования, сократилась.

А 48. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ТИП ОБЩЕСТВА ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Большинство работающих занято в сельском хозяйстве
Индустриальное Большинство работающих занято в промышленности

А 49. Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИУРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ)

А. доказательство положений 1. эмпирический

Б. сбор фактов

В. описание наблюдаемых явлений 2. теоретический

Г. формулирование научной проблемы

Д. выдвижение гипотез

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

А 50. Саморазвитие общества и человека имеет определённый вектор, который связывается с понятиями прогресса и регресса.

В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса…

Многие связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, ростом веры в каждом человеке, гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций добра и красоты в мире.

Соответственно, регресс поднимался как движение в обратном направлении, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то античеловеческой силе.

В древности изменения в обществе понимались как простая последовательность событий либо как деградация по сравнению с минувшим «золотым веком». В христианстве впервые появляется представление о внеисторической цели общества и человека, о «новом небе и новой земле».
В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. Конечной целью и критерием прогресса выступала эволюция человека как гармонично развитой личности. Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы.

В XX в. с возникновением глобальных проблем человечества и нарастанием нестабильности в мире в целом критерии общественного прогресса начинают изменяться. Понятие прогресса общества и истории всё более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека предлагаются такие критерии, как уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворённости жизнью и т.п. Ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении.

(В. Кохановский)

1. Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?

2. Какие три критерия, по мнению автора, могут выступать интегральными характеристиками прогрессивного

3. Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.

4. Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в её обоснование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: