Обучение сознательному и выразительному чтению

Сознательность чтения проявляется в умении читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Это умение слагается из понимания значений отдельных слов, смысла предложений и установления логической или психологической связи между частями прочитанного.

Сознательное чтение текста основывается на том, что учащие­ся овладели техникой чтения и сам процесс чтения не вызывает затруднений, протекает довольно быстро. Для того чтобы учащиеся прочитали текст сознательно, проводится его анализ со стороны содержания и художественных средств изображения, что будет рас­смотрено нами позднее.

Важнейшим условием сознательного чтения является понимание структуры и содержания произведения. О сознательности чтения учи­тель судит по его выразительности и по ответам на вопросы.

Выразительность — это качество громкого чтения, проявля­ющееся в умении, с помощью интонации передать замысел писа­теля. Интонация — это совокупность элементов звучащей речи: уда­рение, темп, тембр, ритм, паузы, громкость голоса. Эти элементы взаимодействуют, дополняют друг друга и все вместе обусловли­ваются содержанием произведения.

Для того чтобы учащиеся овладели основами выразительной речи, необходимы:

— умение распределить дыхание;

— овладение навыками правильной артикуляции;

— владение нормами литературного произношения.

Работу над выразительностью речи детей учитель начинает с того, что учит управлять их своим дыханием и правильно использовать го­лос. Голос характеризуется следующими особенностями: силой, высо­той, тембром. Учащиеся учатся читать тихо и громко, выбирать быст­рый или медленный темп речи, менять тембр. Обучение выразитель­ному чтению включает также знакомство с паузой и логическим ударением. Можно научить школьников владеть различными средствами выразительности, выполняя систематически специальные упражнения.

Для школьного выразительного чтения обязательно выполне­ние таких требований, как: соблюдение знаков препинания,

—соблюдение логических и психологических пауз,

—соблюдение логического ударения и интенсивности речи,

—умение менять темп и ритм чтения.

Соблюдение знаков препинания — элементарный навык, кото­рый начинает формироваться еще в период обучения грамоте, когда дети приучаются к естественному понижению голоса на точке и передаче вопросительной и восклицательной интонации. При этом первоклассников надо учить связывать определенный знак с со­держанием предложения и всего текста. Постепенно учащиеся ус­ваивают типичные интонации и при таких знаках препинания, как запятая при однородных членах предложения, тире в бессоюзном предложении, двоеточие перед перечислением и т;п.

Логические и психологические паузы не зависят, от знаков пре­пинания, а определяются значением отдельных слов и частей пред ложения. Для выделения наиболее важного слова в предложении перед этим словом или после него делается логическая пауза. Психологическая пауза нужна для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональной окраске. Очень уместны паузы перед концовкой басни, в кульминационной части сказки или рассказа, рядом с ярким сравнением или эпитетом. Следует также помнить о коротких паузах в конце стихотворных строк, которые делаются независимо от знаков препинания, так как они подчеркивают ритмический рисунок стиха.

Логическое ударение предполагает выделение в предложении или
в сложном словосочетаний слова с помощью большой силы выдыхания или изменением тона голоса. Но иногда ударение достигается, наоборот, понижением голоса.

Способствует выразительности также изменение интенсивности речи (силы голоса): громко, тихо, шепотом и т.д.

Темп чтения должен соответствовать темпу устной речи; ускорять или замедлять темп следует соответственно содержанию. Изменение темпа является хорошим приемом при чтении диалоге разнохарактерных персонажей (Стрекоза и Муравей). Верный ритм особенно важен при чтении стихотворений. Равномерность дыхательных циклов определяет и ритмическое чтение.

Подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа:

1) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произве­дения и т.п.;

2) разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения;

3) упражнения в чтении.

Обучение выразительному чтению присутствует на всех эта­
пах урока.
Первый раз воспринимая произведение, когда читает
учитель, дети слышат образец чтения. Затем направленное вопро­сами учителя выборочное чтение фактически позволяет соединить анализ содержания с обучением выразительному чтению, так как, учащиеся должны внимательно вчитаться в текст и передать голосом состояние действующих лиц, их особенности.

По ходу разбора уточняется также лексическое значение некоторых слов, точность употребления их автором, смысл фразеоло­гических оборотов.

Повторное чтение после анализа и обобщения нередко проводится в виде чтения в лицах с предварительной подготовкой. Необходимо привлекать класс к оценке чтения учеников.

Чтение учителя всегда должно являться образцом выразительной речи. Иногда учителю нужно обсуждать свое чтение с учащимися, что предупредит слепое подражание. Беседа на эту тему уместна после анализа произведения, возможно обсуждение отдельных отрывков в про­цессе повторного чтения, сопровождаемого смысловым разбором. При этом учитель обращает внимание на одну-две характерные особеннос­ти своего чтения. Как образец используется и фонохрестоматия.

Выразительность чтения зависит и от того, как дети подго­товлены эмоционально-психологически к чтению вслух. Словесное рисование, перечисление поэтических картин, сцен, подбор загла­вий к ним стимулируют учащихся к осмыслению содержания про­изведения и подсказывают интонацию, с которой надо читать текст или какой-либо отрывок.

Работа над изобразительными средствами языка произведения в процессе повторного чтения направлена на углубление восприя­тия тех мыслей и чувств, которые ученику предстоит выразить.

Большую помощь в обучении выразительному чтению окажет та­кой прием, как составление «партитуры» чтения. При обсуждении текста школьниками делаются специальные пометки (составляются «ноты» выразительного чтения), указывающие места пауз, ударений, изме­нений силы голоса, темпа и ритма. Ударное слово подчеркивается, короткие паузы отмечаются знаком «/», более длинные — «//». Для повышения или понижения голоса употребляются стрелки. Можно де­лать и словесные пометки: «громче», «замедляя» и т.п.

Выразительность чтения характеризует его сознательность. Со­знательность и выразительность чтения взаимообусловливают друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: