1.1 Исторические факты. В конце прошлого века большинство западных стран перешло от государственного к смешанному финансированию образовательной системы. В связи с массовизацией высшего образования, высшая школа столкнулась с трудностями финансового плана.
1.2 Финансовые затруднения высшей школы.
Государственных средств, выделяемых на образование, стало недостаточно для эффективной работы и интенсивного развития вузов в новых условиях.
1.3 Выход из затруднения.
Обращение образовательной экономики к рыночным моделям и стремление к увеличению доли частного финансирования в бюджете университетов.
1.4 Пути решения проблемы:
-введение платы за обучение
-привлечение к финансированию обучения представителей бизнеса
-коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности вузов
1.5 Механизм развития рыночных отношений.
Система образовательных кредитов -это один из механизмов, способствующих развитию рыночных отношений в данной области.
Образовательный кредит - что это?
2.1 Цель введения системы образовательных кредитов.
Это основная форма финансирования высшего образования в Китае, Швеции, Японии. Она используется для минимизации бюджетных расходов на высшее образование и постепенному переходу к ситуации, когда вузы финансируются в основном за счет взимаемой ими платы за обучение. Это произошло в Австралии, Великобритании, Нидерландах, Новой Зеландии, США.
2.2 Социальная направленность образовательных кредитов.
Она предполагает льготные условия займа для граждан. Основной идеей кредитов на обучение является инвестирование в человека с целью увеличения человеческого капитала.
2.3 Преимущества способа финансирования учебных заведений через предоставление образовательных займов:
-позволяет избежать ситуации, в которой получение высшего образования определенной группой людей оплачивается за счет всех налогоплательщиков и обеспечивает социальную справедливость: за образование платит только тот, кто его получает
-дает возможность получить образование представителям малообеспеченных слоев населения, которые после окончания вуза вправе рассчитывать на более высокие доходы, за счет чего могут погасить кредит
-способствует снижению доли государственных расходов на образование и, соответственно, нагрузки на бюджет
-стимулирует повышенную ответственность студентов за результаты своего обучения.