Требования к уровню профессионального образования и квалификации

Существующая проблема Регламентирующий документ Существующие нормативы Предлагаемые изменения
Уровень профессиональ- ного образования и квалификации не соответствует требованиям для реализации ФГОС ОО 1. Положение «О лицензировании образовательной деятельности». 2. Положение «О государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» Учитель начальных классов. Образователь-ный ценз не установлен Ввести норматив: удельный вес учителей начальных классов с высшим базовым профессиональным образованием не менее 60%
Учитель начальных классов. Квалифика-ционные требования к категории не установлены Ввести норматив: удельный вес учителей начальных классов с квалификационнымуровнем и категориями не менее 75%

Необходимым и достаточным становится высшее профессиональное образование (вузовская подготовка). Показатель высшего профессионального образования как предпочтительный при присвоении квалификационной категории учитывается в процессе проведения аттестации педагогических кадров начального общего образования. Устанавливается, что учителя начальных классов, имеющие высшее профессиональное педагогическое образование, аттестуются на вторую квалификационную категорию без квалификационных испытаний.

Показатели «уровень квалификации»и«образовательный ценз» фиксируются при проведении лицензирования образовательной деятельности по программам начального общего образования (на основе Положения «О лицензировании образовательной деятельности»), а также при проведении государственной аккредитации образовательных учреждений и образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу начального общего образования (на основе Положения «О государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций»).

Ключевое значение приобретает готовность (стремление) кадров начального общего образования к постоянному профессиональному росту. Это призвано обеспечить реализацию стратегической задачи системы непрерывного профессионального педагогического образования – формирование нового поколения педагогов. Создание предпосылок для решения данной задачи связано с разработкой и воплощением в жизнь Федеральной концепции непрерывного профессионального педагогического образования.

Перед этой системой встает и целый ряд неотложных тактических задач. В обобщенном виде они заключаются, с одной стороны, в обеспечении готовности выпускников образовательных учреждений профессионального педагогического образования, психологических факультетов вузов к деятельности по реализации требований ФГОС начального общего образования, а с другой стороны, в обеспечении такой же готовности работающих учителей, педагогов-психологов, администраторов начального образования. Первую задачу решают образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, вторую – образовательные учреждения дополнительного профессионального педагогического образования.

Нормативным сопровождением процесса подготовки, повышения квалификации, стажировки, профессиональной переподготовки психолого-педагогических и управленческих кадров начального общего образования являются основные и дополнительные профессиональные образовательные программы, содержание которых выстраивается на основе системно-деятельностного, компетентностного подходов, коррелирует с целями, содержанием, технологиями, методиками начального общего образования.

Частью мотивационных механизмов профессионального роста педагогических и управленческих кадров начального общего образования, управления этим процессом становятся нововведения в образовательную статистику и соответствующие регламенты.

В форму статистической отчетности № 83-РИК «Сведения о численности и составе педагогических работников общеобразовательных учреждений» рекомендуется ввести показатели повышения квалификации, стажировки, профессиональной переподготовки, самообразования кадров начальной школы. Соответствующие показатели учитываются при проведении процедуры лицензирования, государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего образования.

Источниками информации для экспертов при определении оценки выполнения требований ФГОС в отношении кадрового обеспечения являются:

– заполненные формы документов, сопровождающих процедуры лицензирования и государственной аккредитации общеобразовательных учреждений;

– информационная карта общеобразовательного учреждения к государственной аккредитации (раздел «Сведения о кадрах общеобразовательного учреждения»);

– данные государственной образовательной статистики (заполненная форма № 83-РИК «Сведения о численности и составе педагогических работников общеобразовательных учреждений»).

2. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Материально-техническое обеспечение – одно из важнейших условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Настоящие Требования к ним направлены на создание современной предметно-образовательной среды обучения начальной школы с учетом целей, устанавливаемых ФГОС ОО.

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования включают учебное и учебно-наглядное оборудование, оснащение учебных кабинетов и административных помещений. Соответственно они и являются объектами регламентирования.

В качестве регламентов выступают Перечни учебного оборудования начальной школы (Письмо департамента государственной политики в сфере образования «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» от 01.04.2005 № 03-417; Требования к оснащению учебных и административных помещений образовательного учреждения, реализующего образовательную программу начального общего образования).

Ключевое значение имеет учебное и учебно-наглядное оборудование. Его состав призван обеспечить создание учебной и предметно-деятельностной среды в условиях реализации ФГОС, содействующей обучению и развитию младших школьников.

Соответствующая учебная и предметно-деятельностная среда призвана обусловить достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ, способствуя:

– переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работ, переносу акцента на аналитический компонент учебной деятельности;

– формированию умений работы с различными видами информации и ее источниками;

– формированию коммуникативной культуры учащихся.

В соответствии с Перечнем основными компонентами учебного оборудования являются:

– книгопечатная продукция;

– печатные пособия;

– экранно-звуковые пособия, в том числе в цифровом виде, интерактивные доски;

– технические средства обучения (средства информационно-коммуникационных технологий);

– игры и игрушки;

– учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

– натуральные объекты.

Для отдельных предметов образовательной программы (базисного учебного плана) предусмотрены дополнительные компоненты, такие, как, например, музыкальные инструменты («Музыка»), комплект таблиц (плакаты) по безопасности труда в процессе технологической подготовки младших школьников и т. п.

Конкретное наполнение тех или иных компонентов определяется в зависимости от содержания учебных предметов и отражено в ныне действующих регламентах («О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» и «Перечни типовых комплектов учебного, учебно-наглядного оборудования, технических средств обучения и мебели»).

В соответствии с Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования комплекты учебного и учебно-наглядного оборудования должны включать три модуля:

– модуль учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающий оптимальную реализацию основной образовательной программы;

– модуль учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающий достижение планируемых результатов образования ступени начальной школы;

– модуль учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающий достижение планируемых результатов применительно к конкретному учебному предмету, входящему в состав основной образовательной программы (базисного учебного плана) образовательного учреждения.

Во внимание принимаются средний расчет наполняемости класса
(25 учащихся), а также является ли данный объект демонстрационным (не менее одного экземпляра на класс), необходим ли полный комплект (один объект на одного учащегося исходя из реальной наполняемости класса), необходим ли комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учащихся), необходим ли комплект для практической работы в группах (6 – 7 экземпляров на кабинет). В условиях малочисленной школы потребности класс-комплекта учитываются исходя из количества указанных средств и объектов материально-технического обеспечения.

Его основу составляет выпускаемое отечественными и зарубежными производителями учебное оборудование. Вместе с тем особое внимание должно быть уделено разработке нового поколения средств обучения, учитывающих современные тенденции в технике и технологиях. Особый интерес разработчиками должен быть проявлен к нанотехнологиям, процессорной технике и робототехнике.

В практике работы школ по обеспечению образовательного процесса средствами обучения допускается использование объектов, изготовленных самодеятельным способом учителями, учащимися и их родителями. К таким объектам могут быть отнесены иллюстративные материалы, видеоматериалы, фотоальбомы, макеты и т. п.

Ресурсное обеспечение основных образовательных программ предполагает новую систему статистического наблюдения.

Так, с учетом реального наполнения компонентов учебного оборудования в подраздел 13 «Сведения о школьных помещениях и технических средствах обучения» формы № ОШ-1 «Сведения о дневном общеобразовательном учреждении» должны быть введены следующие дополнительные показатели по начальной школе:

– наличие (отсутствие) модулей, включающих типовые комплекты учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающих реализацию ПРООП;

– количество интерактивных досок;

– оснащение кабинета начальной школы в соответствии с требованими основных образовательных программ.

Определение Перечня учебного оборудования создает основу для решения вопроса об оснащении учебных помещений начальной школы. Вместе с тем Перечень не исчерпывает всего оснащения этих помещений, которое включает в себя иные компоненты, в том числе специализированную учебную мебель, оборудование рабочего места учителя. В учебном помещении также должны быть созданы технические условия для использования информационно-коммуникационных средств обучения.

Основные требования к классной комнате (кабинету) и его оснащение

Обучение в начальной школе обычно проходит в одном помещении, которое, как правило, закрепляется на весь его период за одним учителем и за одним классом. Вместе с тем существует и возможность организации классов-кабинетов по отдельному предмету. Так, занятия музыкой могут проходить в кабинете музыки, оборудованном в соответствии с требованиями к процессу музыкального развития детей, занятия по труду – в общешкольном кабинете технологии, занятия физкультурой – в спортивном зале школы (в последнем случае лучшим вариантом был бы малый спортивный зал для учащихся начальной школы).

Независимо от вида учебного помещения его оснащение должно способствовать решению задач основных образовательных программ, обеспечивающих реализацию ФГОС.

Таковыми задачами являются активизация мыслительной деятельности младших школьников, формирование системы универсальных учебных действий, развитие способностей к самоконтролю, самооценке и самоанализу, воспитание высокоорганизованной личности.

Тенденция к увеличению в начальной школе количества предметных кабинетов предполагает, что строка «Количество классных комнат (включая учебные кабинеты и лаборатории)» подраздела 13 «Сведения о школьных помещениях и технических средствах обучения» формы № ОШ-1 «Сведения о дневном общеобразовательном учреждении» должна предусматривать две части, отдельно выделяя показатель «Учебные (предметные) кабинеты», согласно перечню предметов в базисном учебном (образовательном) плане в начальной школе и показатель «Оснащение учебных (предметных) кабинетов».

Требования к оснащению административных помещений образовательного учреждения начального общего образования

Оснащение административных помещений образовательного учреждения начального общего образования – часть инфраструктуры управления образовательным процессом в начальной школе, а также инфраструктуры управления педагогическим коллективом. Административные помещения – учительская комната, кабинеты администраторов начального образования должны быть площадкой обсуждения, принятия управленческих решений, вынесения оценочных суждений, средоточием педагогической, психологической, другой сопутствующей информации. Здесь все должно располагать к вдумчивой, аналитической работе, продуктивному обмену мнениями, в минуты отдыха – к динамичной релаксации. В силу данных обстоятельств оснащение административных помещений как органическая составляющая учебно-материального ресурса имеет большое значение для обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Модель оснащения административного помещенияначальной школы представлена в таблице 2.


Т а б л и ц а 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: