Что такое менеджмент. Его уровни

Слово «management» буквально переводится как «управление».

Менеджмент? это процесс рационального использования ресурсов (трудовых ресурсов, капитала, земли, информации, финансов) с целью достижения определенных задач по заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ.

Менеджмент имеет три уровня: макроуровень? управление национальной экономикой, медиумуровень? управление отдельной территорией (региона, города, района и т. д.), микроуровень? управление фирмой.

На всех уровнях управления менеджмент? процесс принятия управленческих решений:

• на макроуровне? государственный менеджмент, или государственное управление;

• на медиумуровне? управление территорией;

• на микроуровне? это управление фирмой.

Общий вывод: менеджмент? это профессионально осуществляемое управление любой хозяйственной деятельностью в рыночных условиях.

Менеджмент имеет как международное, так и национальное лицо: американский, японский, германский или менеджмент в России. Из этого ясно, что нельзя вслепую переносить опыт управления из одной страны в другую. Везде есть своя специфика. Отсюда совершенно непонятно, почему России была навязана система управления, сложившаяся в США. И что мы получили? Системный кризис. Результат весьма плачевный.

Более подробно остановимся на характеристике менеджмента фирм.

основные принципы управления фирмой

Во-первых, определение целей, формирование задач, доведение их до непосредственного исполнителя и контроль за их выполнением.

Во-вторых, организация работы людей, или определенный стиль управления. Под стилем управления понимаются манера и способ поведения менеджера. Стиль управления составляют сущность, формы и методы руководства в трудовом коллективе, характеристика различных типов лидерства, а также особенности управления конфликтами в организации.

В-третьих, четкое взаимодействие всех уровней руководства. Все фирмы, за исключением мельчайших, имеют иерархию менеджмента, в рамках которого все его члены занимают определенное место в соответствии со своим авторитетом или статусом и имеют определенные функции. Выделяются три уровня управления: низшее звено (органы оказания услуг), среднее звено (распорядительство и организация), высшее руководство (уровень, определяющий общую политику фирмы).

Особенности внутрифирменного планирования:

1. Финансовая устойчивость предприятия как системы зависит от

взаимодействия с внешней средой, с внешними факторами (кооперация,

конкуренция, спрос, предложение).

2. Нужно опережающе определять все организационно-технические

потребности, финансово-экономические возможности предприятия, обеспечиваемые

материальными ресурсами (с учетом воздействия внешней среды).

3. Необходимость самостоятельной разработки долгосрочной

стратегии развития фирмы (современный недостаток: стратегия сводится к текущей

деятельности).

4. Внутрифирменное планирование предполагает 2 блока: стратегический и

текущего планирования. Это нужно, чтобы не нарушать баланс фирмы.

Соответственно, стратегический и текущий бюджеты фирмы.

Текущий бюджет направлен на:

· Повышение прибыли;

· Снижение издержек;

· Затраты на маркетинг и рекламу.

Стратегический бюджет направлен на:

· Инвестиции в повышение конкурентоспособности;

· Диверсификация (расширение сфер деятельности);

· Повышение доли рынка.

Планирование – это проектирование желаемого будущего предприятия и

эффективных путей его достижения.

Конечный итого процесса проектирования – плановое решение.

Основные задачи планирования: определение условий и ограничений, при которых

можно достичь желаемого; увязывание стратегического и текущего планирования.

Условия при планировании: снижение степени риска; обязательность рассмотрения

альтернативных плановых решений.

Формы планирования:

1) период планирования:

· Долгосрочное (> 3 лет)

· Среднесрочное (< 3 лет)

· Краткосрочное (до 1 года)

2) величина привлекаемых инвестиций:

· Стратегическое

· Текущее (тактическое)

3) иерархия планирования:

· На корпоративном уровне

· На уровне самостоятельных юридических единиц

· Цеховое планирование

Существует также оперативное планирование (до месяца). И текущее, и

оперативное планирование должно быть направлено на стратегическое

планирование.

Методические подходы к планированию:

1) Матричное планирование (при планировании затрат производства) (модели

Леонтьева). Ограничения: система хорошо работает на серийных производствах в

начале жизненного цикла изделия.

2) Оптимизация планирования (модель Конторовича). Ограничения: в меньшей

степени учитывается неопределенность; подход для однопродуктовых моделей.

3) Адаптивное планирование учитывает динамику изменения ресурсов, динамику

привлечения финансов.

Процесс планирования включает в себя:

· Оценка текущего состояния фирмы и оценка реальных возможностей

предприятия.

· Определение необходимых условий для достижения поставленной цели в

заданный период времени.

· Разработка альтернативных плановых решений для последующего

утверждения.

Для каждой цели предприятия (например, расширение доли рынка, обновление

продукции, перевооружение предприятия и т.д.) разрабатывается своя система

планирования (дерево целей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: