Слово «management» буквально переводится как «управление».
Менеджмент? это процесс рационального использования ресурсов (трудовых ресурсов, капитала, земли, информации, финансов) с целью достижения определенных задач по заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ.
Менеджмент имеет три уровня: макроуровень? управление национальной экономикой, медиумуровень? управление отдельной территорией (региона, города, района и т. д.), микроуровень? управление фирмой.
На всех уровнях управления менеджмент? процесс принятия управленческих решений:
• на макроуровне? государственный менеджмент, или государственное управление;
• на медиумуровне? управление территорией;
• на микроуровне? это управление фирмой.
Общий вывод: менеджмент? это профессионально осуществляемое управление любой хозяйственной деятельностью в рыночных условиях.
Менеджмент имеет как международное, так и национальное лицо: американский, японский, германский или менеджмент в России. Из этого ясно, что нельзя вслепую переносить опыт управления из одной страны в другую. Везде есть своя специфика. Отсюда совершенно непонятно, почему России была навязана система управления, сложившаяся в США. И что мы получили? Системный кризис. Результат весьма плачевный.
|
|
Более подробно остановимся на характеристике менеджмента фирм.
основные принципы управления фирмой
Во-первых, определение целей, формирование задач, доведение их до непосредственного исполнителя и контроль за их выполнением.
Во-вторых, организация работы людей, или определенный стиль управления. Под стилем управления понимаются манера и способ поведения менеджера. Стиль управления составляют сущность, формы и методы руководства в трудовом коллективе, характеристика различных типов лидерства, а также особенности управления конфликтами в организации.
В-третьих, четкое взаимодействие всех уровней руководства. Все фирмы, за исключением мельчайших, имеют иерархию менеджмента, в рамках которого все его члены занимают определенное место в соответствии со своим авторитетом или статусом и имеют определенные функции. Выделяются три уровня управления: низшее звено (органы оказания услуг), среднее звено (распорядительство и организация), высшее руководство (уровень, определяющий общую политику фирмы).
Особенности внутрифирменного планирования:
1. Финансовая устойчивость предприятия как системы зависит от
взаимодействия с внешней средой, с внешними факторами (кооперация,
конкуренция, спрос, предложение).
2. Нужно опережающе определять все организационно-технические
|
|
потребности, финансово-экономические возможности предприятия, обеспечиваемые
материальными ресурсами (с учетом воздействия внешней среды).
3. Необходимость самостоятельной разработки долгосрочной
стратегии развития фирмы (современный недостаток: стратегия сводится к текущей
деятельности).
4. Внутрифирменное планирование предполагает 2 блока: стратегический и
текущего планирования. Это нужно, чтобы не нарушать баланс фирмы.
Соответственно, стратегический и текущий бюджеты фирмы.
Текущий бюджет направлен на:
· Повышение прибыли;
· Снижение издержек;
· Затраты на маркетинг и рекламу.
Стратегический бюджет направлен на:
· Инвестиции в повышение конкурентоспособности;
· Диверсификация (расширение сфер деятельности);
· Повышение доли рынка.
Планирование – это проектирование желаемого будущего предприятия и
эффективных путей его достижения.
Конечный итого процесса проектирования – плановое решение.
Основные задачи планирования: определение условий и ограничений, при которых
можно достичь желаемого; увязывание стратегического и текущего планирования.
Условия при планировании: снижение степени риска; обязательность рассмотрения
альтернативных плановых решений.
Формы планирования:
1) период планирования:
· Долгосрочное (> 3 лет)
· Среднесрочное (< 3 лет)
· Краткосрочное (до 1 года)
2) величина привлекаемых инвестиций:
· Стратегическое
· Текущее (тактическое)
3) иерархия планирования:
· На корпоративном уровне
· На уровне самостоятельных юридических единиц
· Цеховое планирование
Существует также оперативное планирование (до месяца). И текущее, и
оперативное планирование должно быть направлено на стратегическое
планирование.
Методические подходы к планированию:
1) Матричное планирование (при планировании затрат производства) (модели
Леонтьева). Ограничения: система хорошо работает на серийных производствах в
начале жизненного цикла изделия.
2) Оптимизация планирования (модель Конторовича). Ограничения: в меньшей
степени учитывается неопределенность; подход для однопродуктовых моделей.
3) Адаптивное планирование учитывает динамику изменения ресурсов, динамику
привлечения финансов.
Процесс планирования включает в себя:
· Оценка текущего состояния фирмы и оценка реальных возможностей
предприятия.
· Определение необходимых условий для достижения поставленной цели в
заданный период времени.
· Разработка альтернативных плановых решений для последующего
утверждения.
Для каждой цели предприятия (например, расширение доли рынка, обновление
продукции, перевооружение предприятия и т.д.) разрабатывается своя система
планирования (дерево целей).