double arrow

Акционерное общество (АО)

Акционерное общество – наиболее сложный организационно-правовой вид организаций. Создание АО возможно двумя способами: путем учреждения и посредством реорганизации юридического лица. Допускается учреждение АО любого типа только одним учредителем, но АО не может иметь в качестве единственного учредителя другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Договор о создании юридического лица является договором о совместной деятельности и отличается от учредительного договора хозяйственных товариществ. Договором определяются порядок осуществления совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала, категории и типы акций, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей общества.

Особое внимание уделяется образованию АО путем реорганизации (слияния, разделения, выделения, присоединения). В акционерные общества могут быть преобразованы общества с ограниченной ответственностью, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. Преобразование государственной собственности ориентировано на открытое акционирование, дающее возможность приобретать акции широкому кругу покупателей, передавать имущество в собственность предпринимателям.

Акционерным общество признается тогда, когда уставный капитал разделен на определенное количество акций, удостоверяющих обязательные права акционеров. Участники АО (акционеры) ограничивают свою ответственность по обязательствам общества и несут риск убытков только в пределах внесенных ими вкладов (стоимости принадлежащих им акций).

Учредителями АО могут выступать как юридические, так и физические лица (граждане). Учредительным документом АО является устав. Он готовится учредителями при создании общества и утверждается общим собранием учредителей.

Устав должен содержать основные характеристики акционерного общества. В нем закрепляется организационное строение, определяется структура его органов, порядок их образования и деятельности. В уставе, принимаемом единогласно, могут предусматриваться ограничения количества акций или общей номинальной стоимости для одного акционера.

Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица, если одним акционером приобретены все акции общества. Сведения об этом должны содержаться в уставе общества.

При регистрации акционерного общества любого типа следует оплатить не менее 50% уставного капитала. Оставшаяся часть должна быть внесена в течение года.

Открытое акционерное общество (ОАО) вправе проводить открытую подписку на свои акции и отчуждать их без согласия других акционеров, а число акционеров не ограничено. ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) не вправе проводить открытую подписку и распределение акций. В ЗАО акции распределяются только среди учредителей. Количество учредителей ЗАО не должно превышать пятидесяти человек, иначе необходимо преобразование в ОАО.

Фирменное наименование АО должно содержать различающее значение и слова «открытое акционерное общество» или «закрытое акционерное общество».

Система управления АО: общее собрание, совет директоров (в обязательном порядке, если в обществе более пятидесяти человек) и исполнительный орган (коллегиальный или единоличный).

В компетенцию общего собрания входит решение вопросов:

· изменение уставного капитала;

· образование исполнительного органа;

· утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибыли и убытков;

· распределение прибылей и убытков;

· реорганизация и ликвидация общества.

Совет директоров осуществляет три основные функции:

1.контроль за деятельностью общества;

2.назначение и консультирование исполнительного органа; 3.рассмотрение и принятие финансово-экономических решений.

Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Производственный кооператив (ПК).

Производственный кооператив – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт продукции, выполнение работ, услуг, торговля), основанной на личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных и паевых взносов. Совместная производственная или хозяйственная деятельность кооператива должна быть основана на членстве и на личном трудовом участии его членов. Прибыль распределяется между членами ПК в соответствии с их трудовым участием. Участником кооператива может быть и юридическое лицо.

Право собственности ПК – особая форма коллективного владения, пользования и распоряжения имуществом. Она реализуется путем участия в управлении собственностью всех членов кооператива на равной основе. Участники кооператива сами определяют возможную для них минимальную сумму паевого фонда, размер пая, вносимого каждым членом кооператива, порядок внесения пая, ответственность за нарушение обязательств по внесению взносов. Производственный кооператив действует на основе устава и учредительного договора. По единогласному решению членов кооператив может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество.

На момент регистрации члену кооператива нужно внести до 10% паевого взноса. Оставшуюся сумму необходимо внести в течении года. Паевыми взносами могут быть деньги, ценные бумаги и иное имущество.

Фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование слова «производственный кооператив» или «артель».

Участие пайщиков в управлении кооперативом широкое. Как и в акционерном обществе, существует трехзвенная система управления: общее собрание, наблюдательный совет, правление или председатель кооператива.

В исключительную компетенцию общего собрания входит:

· утверждение и изменение устава;

· образование наблюдательного совета и прекращение его полномочий;

· образование исполнительных органов и прекращение полномочий;

· прием и исключение членов кооператива;

· утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов;

· распределение прибыли и убытков;

· ликвидация и реорганизация кооператива.

Если число членов кооператива превысит 50 человек, то создается наблюдательный совет, который координирует деятельность кооператива. Исполнительным органом является правление и его председатель, которые подотчетны наблюдательному совету и общему собранию учредителей. Членами общего собрания, наблюдательного совета, правления, председателем могут быть только члены кооператива.

Государственное и муниципальное унитарное предприятие.

Государственное и муниципальное унитарное предприятие – коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имуществом. Это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество, которым они наделяются, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. И предприятие такого вида не отвечает по долгам собственника имущества. Из этого следует, что меры экономического обособления унитарных предприятий обозначены четко и жестко.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, утверждаемый государственным органом или органом местного самоуправления.

При регистрации унитарного предприятия уставный фонд оплачивается полностью, в 100% размере.

Собственник решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации предприятия, контроля за использованием и сохранностью имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли.

Унитарное предприятие может создавать дочерние унитарные предприятия, передав ему часть имущества в хозяйственное ведение.

Фирменное наименование такого предприятия должно содержать указание на то, что предприятие казенное, то есть принадлежит государству.

Простота создания:1- Индивидуальный Предприниматель -Для регистрации не обходимо получение соответствующей лицензии

2- Хозяйственное товарищество -Создается на основании учредительного договора, подписываемого всеми полными товарищами; требуется государственная регистрация

3- хозяйственное общество -Учреждается на осно­вании устава,утвержденного учредителями; требуется государственная регистрация

16.1. ЧТО ТАКОЕ «МАРКЕТИНГ»?

В основе понятия «маркетинг» (англ. marketing) лежит термин «рынок» (англ. market).

Маркетинг? это система управления производством через изучение рынка с целью удовлетворения потребностей конкретных потребителей и максимизации прибыли.

Из данного определения следует, что производитель продукта не должен обособляться от рынка. Зададимся таким вопросом: что важнее? производство или рынок? Ответ однозначный: одинаково важны и производство, и рынок. Их не следует разрывать? они составляют одно целое. Отсюда вывод: маркетинг? это не просто сбыт или рынок. Маркетинг? это система организации производства на основе изучения рынка. Это такой вид деятельности, при котором должна реализоваться главная цель фирмы? обеспечение максимальной прибыли в заданных границах времени и в пределах имеющихся ресурсов.

С помощью маркетинга можно подтянуть производство к потребностям потенциальных покупателей и получить запланированную прибыль.

А что еще нужно предпринимателю в рыночной экономике?

Маркетинг реализуется в маркетинговой деятельности. Она должна обеспечить надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, т. е. создание такого набора товаров (ассортимента), который более полно удовлетворяет требованиям рынка.

Сущность маркетинга легче всего познать через его функции. Кратко рассмотрим их.

Аналитическая функция:

• изучение рынка как такового;

• изучение потребителей;

• изучение фирменной структуры рынка;

• изучение товарной структуры рынка;

• анализ внутренней среды предприятия.

Производственная (созидательная) функция:

• организация производства новых товаров (товаров рыночной новизны);

• организация материально-технического снабжения;

• управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.

Сбытовая функция (функция продаж):

• организация системы товародвижения;

• проведение целенаправленной товарной политики;

• организация сервиса;

• проведение целенаправленной ценовой политики.

Функция управления и контроля:

• организация стратегического и оперативного планирования на предприятии;

• информационное обеспечение управления маркетингом;

• коммуникативная подфункция маркетинга (организация системы коммуникаций на предприятии);

• организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: