К преимуществам рынка относят:
1) эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;
2) возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства;
3) гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям;
4) оптимальное использование результатов НТР. Стремясь, получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;
5) свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей.
6) способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия.
К недостаткам рынка относят:
1) Рыночная конкуренция по самой своей природе порождает тенденцию к монополизации.
2) Рыночное хозяйство развивается неравномерно, периоды ускоренного роста чередуются с периодами застоя.
3) Рынок также не может уловить те общественные потребности, которые могут предоставляться не отдельным покупателям, а обществу в целом.
4) Стремление к максимизации прибыли за счет экономии на издержках производства ведет к загрязнению окружающей среды и истощению не воспроизводимых естественных ресурсов.
5) Распределение доходов в рыночной экономике не гарантирует каждому человеку приемлемый уровень дохода независимо от наличия у него фактора производства и итогов экономической деятельности.
6) Рыночный механизм так же не в состоянии решить проблему инфляции.
Инфляция – обесценение денег, происходящее из-за того, что в экономике их становится больше, чем нужно.