Предложение – количество товаров и услуг, находящихся на рынке.
Закон предложения – объем предлагаемого товара увеличивается при повышении цены и сокращается при ее уменьшении.
Если изменится не цена, а какое-либо другое значение, то произойдет смещение кривой предложения, что означает изменение объема предложения.
Ценовые факторы:
1. Цена на товар — существует прямая зависимость между ценой и предложением, отражаемая законом предложения.
2. Цены на ресурсы — если цены на ресурсы растут, то предложение сокращается. Это происходит по 2-ум причинам:
- Во-первых, товар будет стоить дороже и это сократит спрос.
- Во-вторых, производители будут тратить больше финансовых средств на закупку ресурсов, поэтому купят этих ресурсов меньше.
3. Цены на сопряжённые товары — т.е. товары взаимозаменяемые и взаимодополняемые.
- При росте цен на один из взаимозаменяемых товаров (чай), предложение других товаров (кофе, какао) уменьшится.
- При росте цен на один из взаимодополняемые товаров (бензин), предложение на другие (автомобили) увеличится.
Неценовые факторы:
|
|
1. При увеличении цен на применяемые факторы производства предложение товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.
2. Любое технологическое усовершенствование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресурсы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождается расширением предложения товара.
3. Снижение налогового бремени обычно увеличивает предложение. Субсидии ведут к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, стимулирует расширение производства, и кривая предложения смещается вправо.
4. Цены на иные товары также могут влиять на предложение данного блага. Например, резкое повышение цен на нефть может привести к увеличению предложения угля.
5. Количество производителей (степень монополизации рынка). Чем больше фирм выпускает данный товар, тем выше предложение этого товара на рынке. И наоборот.