Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Виды конкуренции:
1. Совершенный
2. Несовершенный
Методы конкурентной борьбы:
1) Ценовая -В такой борьбе побеждает тот, кто добивается ниже, чем рыночная цена стоимости своей продукции. Это по сути борьба за сокращение издержек производства благодаря использованию достижений научно - технического прогресса, научной организации труда, повышения его производительности.
2) Неценовая:
а) Улучшение качества продукции;
б) Использование рекламы;
в) Условия, связанные с продажей товара. Фирма обязуется осуществлять ремонт изделия, предоставлять запасные части, проводить бесплатные консультации по использованию своего товара.
Вопрос 23
Рыночные структуры – поведение отдельной фирмы зависит от того, как поведут себя конкуренты.
Конкурентность рынка – пределы в рамках, которых отдельные фирмы способны влиять на рынок.
Чем меньше фирма влияет на цену, тем более конкурентной считается рынок.
Типы рыночных структур:
1) рынок совершенной конкуренции;
2) рынок монополистической конкуренции;
3) олигополистический рынок;
4) чисто монополистический рынок.
Вопрос 24
Рынок совершенной конкуренции:
1) Производится идентичный товар;
2) Множество продавцов и покупателей;
3) Отдельные фирмы не могут повлиять на цену своего товара;
4) Отсутствие барьеров для выхода.
Вопрос 25
Типы несовершенной конкуренции:
1. Монополия:
а) Производятся схожие, но отличные по качеству товары;
б) Много продавцов и покупателей;
в) Отдельная фирма может влиять на цену товара, но это влияние ограничено наличием фирм;
г) Барьеры отсутствуют.
2. Олигополия:
а) Однородный товар;
б) 5-9 крупных фирм;
в) Отдельные фирмы влияют на цену товара, но они должны учитывать поведение остальных фирм;
г) Почти непреодолимые барьеры для входа на рынок.
3. Чистая монополия:
а) Товар уникален;
б) Один производитель;
в) Производитель влияет на рыночную цену;
г) Непреодолимые.