Конкуренция на рынке

Классификация рынков

Понятие «рынок» в данном случае используется с определением товарный. Под товарным рынком понимается сфера реализации конкретного товара (услуги) или группы товаров, связанных между собой определенными признаками производственного или потребительского характера. Например, рынок музыкальных инструментов и рынок аккордеонов, рынок одежды и рынок легкого платья.

Товарные рынки разнообразны. Нет двух одинаковых рынков. Любой предприниматель должен знать классификацию рынков для выбора подходящего рынка и определения особенностей своей работы на нем.

Существует множество различных признаков классификации товарных рынков. Использование тех или иных признаков зависит от целей исследования. Отметим наиболее важные, которые имеют первостепенное значение для нужд практического исследования рынка.

1) Классификация по структуре хозяйства страны:

- страны с натуральным хозяйством;

- страны-экспортеры сырья;

- промышленно развивающиеся страны;

- промышленно развитые страны.

Структура хозяйства страны определяет интенсивности спроса на сырье, материалы, машины и оборудование. Промышленно развитые страны являются основными экспортерами и импортерами промышленных товаров, они имеют емкие рынки для сбыта новых товаров. Рынки стран с экономикой типа натурального хозяйства не привлекательны для экспортеров. Страны-экспортеры сырья богаты природными ресурсами, их рынки открыты для сбыта горнодобывающего оборудования, сельскохозяйственных машин, инструментов, автотранспорта.

2) Классификация по территориальному охвату:

- внутренний рынок (товарный обмен внутри пределов границ государства);

- национальный рынок (кроме внутренних операций осуществляются и внешнеторговые операции);

- мировой рынок (совокупность национальных рынков, на которых осуществляются как внутриторговые, так и внешнеторговые операции).

На большинстве мировых рынков можно выделить два основных рыночных сектора - открытый и закрытый.

3) Классификация по товарно-отраслевой детализации:

- рынки машин и оборудования;

- рынки минерального сырья и топлива;

- рынки с/х сырья, продовольственных и лесных товаров.

4) Классификация по уровню доходов и характеру их распределения в стране:

- страны и регионы с низким уровнем доходов (очень низким и преимущественно низким);

- страны с очень высоким уровнем доходов;

- страны с низким, средним и высоким уровнем доходов;

- страны с преимущественно средним уровнем доходов.

5) Классификация по сфере общественного производства:

- рынок товаров материального производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования);

- рынок товаров духовного производства (достижений науки, произведений искусства, книг).

6) Классификация по характеру конечного использования товара:

- рынок товаров потребительского назначения;

- рынок товаров производственного назначения.

Специфика исследования рынков товаров потребительского назначения связана с тем, что эти товары рассчитаны на множество индивидуальных потребителей; большое внимание в таких исследованиях уделяется изучению вкусов, желаний, поведения потребителей.

Характерной особенностью товаров производственного назначения является их тесная связь с производственным процессом. Особое внимание в исследовании подобных рынков уделяется изучению взаимосвязей потенциальных покупателей и производителей товара.

7) Классификация по срокам использования товаров:

- рынок товаров длительного пользования;

- рынок товаров среднего срока пользования;

- рынок товаров краткосрочного (одноразового) пользования.

Специфика такой классификации товаров особенно важна для процесса реализации продукции, поэтому при исследовании этих рынков особое внимание уделяется изучению наиболее эффективных методов сбыта и распределения конкретных товаров.

В рыночной экономике фирмы действуют в условиях конкуренции. Как отмечают маркетологи, изучая потребителей, не следует забывать о конкурентах.

Буквально слово «конкуренция» (лат.) означает столкновение, состязание.

В переводе на экономический язык конкуренция – это борьба между участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта, за выгодную сделку.

Экономический суверенитет каждого участника деловых отношений на рынке делает такие столкновения, такое соперничество не только возможным, но и неизбежным.

Говоря о конкуренции важно различать два понятия: объект конкуренции и предмет конкуренции.

Объект конкуренции – это лицо, за расположение которого борются на рынке конкурирующие стороны.

Предмет конкуренции – то посредством чего соперники стремятся завоевать расположение объекта конкуренции.

На рынке покупателя (устойчивое превышение объема предложения над объемом спроса) неизбежна конкуренция между предпринимателями, фирмами за потребителя. В этом случае объект конкуренции – это потребитель и его деньги, а предмет конкуренции – товар.

На рынке продавца (устойчивое превышение объема спроса над предложением) – конкуренция покупателей за внимание продавцов, за лучший товар, услугу. Таким образом, объектом конкуренции является уже не потребитель, а продавец (точнее его товар), а предметом конкуренции – деньги покупателей, либо их неденежные затраты (время, затраченное на стояние в очередях, различные предварительные записи на ожидаемый товар, которое могло бы использоваться на более производительные цели).

Чаще всего приоритетными элементами конкуренции между фирмами выступают товар и товарный шлейф. При этом различают три вида конкуренции:

1) функциональная конкуренция, возникает, в силу того, что конкретную потребность можно удовлетворить по-разному (конкуренция товаров и услуг). Например, если Вас замучили мыши, то для борьбы с ними можно использовать мышеловку, яд или любимую кошку;

2) видовая конкуренция возникает между различными разновидностями товара, в принципе удовлетворяющими одну и ту же потребность. При этом имеется, по крайней мере, один параметр, по которому они различаются (мощность мотора автомобиля, количество скоростей у велосипедов);

3) предметная конкуренция ведется по различным маркам одного и того же товара выпускаемого разными фирмами. Подобная конкуренция наиболее часто встречается в пищевой промышленности.

Конкурентное поведение на рынке может проявляться в виде ценовой либо неценовой конкуренции.

Во многом поведение фирмы на рынке зависит от конкурентоспособности ее товаров и от конкурентоспособности самой фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: