Изучение темперамента

Задание 1. Изучите свой темперамент по любой из диагностических методик: Анкета Белова, Опросник Айзенка (5; 6; 8 и др.) или др. Дайте интегративную интерпретацию результата диагностики, помня, что чистые темпераменты в природе встречаются крайне редко.

Задание 2. Заполните таблицу (табл. 6), охарактеризовав каждый тип темперамента одним-двумя словами по каждому пункту.

Таблица 6

Характерные черты личности их зависимость от темперамента

Критерий сравнения Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик
Познавательная деятельность
Сообразительность и находчивость        
Отношение к критике        
Самооценка        
Отношение к новому        
Эмоциональные качества
Настроение        
Переживания        
Волевые качества
Отношение к опасности        
Внушаемость        
Активность        
Терпение        
Движение к цели        
Социально-личностные качества
Общительность        
Агрессивность        

Возможные варианты ответов при заполнении:

§ Сообразительность и находчивость: не находчив, замедленны, хорошо развиты, очень хорошо развиты.

§ Отношение к критике: обидчивое, агрессивное, безразличное, спокойное.

§ Самооценка: заниженная, адекватная, слегка завышенная, завышенная.

§ Отношение к новому: отрицательное (настороженное), восторженное или пессимистичное, как и к старому, активно положительное.

§ Настроение преобладающее: неустойчивое с печалью; неустойчивое, но бодрое; устойчивое, без крайностей; жизнерадостное.

§ Переживания: поверхностные и краткие, слабые и невыразительные, сильные и кратковременные, сильные и длительные.

§ Отношение к опасности: тревожное, растерянное; безрасчетное, рискованное, горячее; расчетливое, без риска; хладнокровное.

§ Внушаемость (степень подверженности внушению): очень слабая, умеренная, несильная, очень сильная.

§ Активность: слабая и неравномерная; высокая и равномерная; высокая, серьезная, болтлив; высокая, страстная увлеченность.

§ Терпение: отсутствует, слабое (не вынослив), умеренное, очень большое.

§ Движение к цели: отступает при встрече с трудными препятствиями; медленное, но упорное; быстрое, плавное, с обходом препятствий; прямое, сильное, рывками.

§ Общительность: замкнут в себе, не общителен, общителен.

§ Агрессивность: миролюбив; не агрессивен; не агрессивен, покорен или истеричен; агрессивен.

Задание 3. Выполните следующие упражнения.

Упражнение 3.1. Определите типы темперамента на карикатуре Х.Бидструпа (рис. 2).

Упражнение 3.2. Определите тип темперамента по следующему описанию (7).

Вариант А. Виктор, учащийся третьего класса средней школы. Медлителен. Походка неторопливая, вразвалку. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с довольно равнодушным лицом. Сам руки не поднимает, но на вопрос учителя отвечает правильно. Когда учитель спрашивает, почему не поднял руку отвечает односложно: «Да так...». Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает одноклассников, к ссорам других относится равнодушно. Незлоблив, но для друга ленится что-либо сделать. В разговор вступает редко, больше молчит. Понимает материал не быстро. Требуется несколько раз повторить ему новый материал, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя в класс из другой школы, с трудом сдружился с ребятами. По словам матери, часто вспоминает старую учительницу. Видимо, привязчив.

Вариант Б. Борис, учащийся третьего класса средней школы. Безгранично увлекающийся. Часто берет работу не по силам. До крайности подвижный. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» в любом направлении. Руки не находят покоя. Быстро часто поворачивает голову во все стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но часто от торопливости дает сбивчивые ответы, приходится все время говорить ему: «Не отвечай сразу, подумай сначала, не торопись». Резко переходит от меха к гневу и наоборот. Обожает военные игры. Очень инициативен. Учителя буквально засыпает во

просами. Отзывчив и на хорошее, и на дурное (но последнее теперь реже, так как с ним ведется педагогическая работа). Когда рассердится еще не умеет себя сдерживать, хотя и старается. Очень любит получать хорошие отметки. Хоть сто раз может сбегать куда угодно, но по дороге часто забывает поручение, так как от желания его скорее выполнить не дослушивает до конца.

Рис. 2. Бидструп Х. Четыре разных темперамента (1).

  См. рукопись   Рис. 2а
    Рис. 2б
    Рис. 2в
    Рис. 2г

Вариант В. Саша, учащийся второго класса средней школы. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Однажды Саша заплакал только из-за того, что сразу не нашел в портфеле учебник. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтательный. Нередко задумчиво смотрит в окно вместо того, чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется и не доводит дела до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполнит его не хуже других.

Упражнение 3.3. Из перечисленных ниже качеств выпишите те, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика, меланхолика (7).

Вариант А. Повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, медленность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, бедность движений, малая активность, вялость, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость, гиперсензетивность (повышенная чувствительность).

Вариант Б. Сосредоточенность внимания, бодрое, повышенное настроение, быстрая приспосабливаемость к новой обстановке, медленное усвоение и перестройка навыков, неуверенность в себе, повышенная эмоциональная возбудимость, выдержанность, однообразие мимики, энергичность, подвижность, подавленность и растерянность при неудачах, быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний, малая активность, терпеливость и невыразительность речи, ровное, спокойное настроение, возбужденное состояние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: