По методике «Самооценка психических состояний»

Задание: Диагностика по методике «Самооценка психических состояний» (6). Диагностическая методика предназначена для выявления преобладающих психологических состояний. Методика представляет собой опросник из 40 утверждений, 4-х шкал.

ИНСТРУКЦИЯ. Приготовьте бланк ответов по образцу (табл. 7). Бланк ответов представляет 40 номеров вопросов, расположенных в 4 столбца по 10 номеров. Нижние строчки (одиннадцатая и двенадцатая)) - для обработки результатов.

Внимательно прочтите утверждение (вопрос). На каждый вопрос в бланке ответов дайте один из трех возможных вариантов ответа:

«++» - полностью согласен,

«+» - в общем согласен,

«-» - не согласен.

Таблица 7

Бланк ответов

№ вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
Всего (а)   Всего (в)   Всего (с)   Всего (d)  
%   %   %   %  

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Не чувствую в себе уверенности.

2. Часто из-за пустяков краснею.

3. Мой сон беспокоен.

4. Легко впадаю в уныние..

5. Беспокоюсь только о воображаемых неприятностях.

6. Меня пугают трудности.

7. Люблю копаться в своих недостатках.

8. Меня легко убедить.

9. Я мнительный.

10. С трудом переношу время ожидания.

11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно было бы найти выход.

12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю ду­хом.

13. При больших неприятностях я склонен, без достаточных оснований, винить во всем себя.

14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.

16. Нередко я чувствую себя беззащитным.

17.Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

18.Чувствую растерянность перед трудностями.

19.В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы меня пожалели.

20.Считаю недостатки своего характера неустранимыми.

21. Оставлю за собой последнее слово.

22.Нередко в разговоре перебиваю собеседника.

23.Меня легко рассердить.

24.Люблю делать замечания другим.

25.Хочу быть авторитетом для других.

26.Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

27.Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

28.Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.

29.У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

30.Я мстителен.

31.31.Мне трудно менять привычки.

32.32.Я нелегко переключаю внимание.

33.33.Очень настороженно отношусь ко всему новому.

34.Меня трудно переубедить.

35.Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.

36.Нелегко сближаюсь с людьми.

37.Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

38.Нередко я проявляю упрямство.

39.Я неохотно иду на риск.

40. Резко переживаю отклонения от принятого мною режи­ма дня.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Подсчитайте и отметьте в бланке ответов (табл. 7) количество плюсов по каждой шкале.

Общий анализ состояний. Ваш процент переживаний (общее значение по всем шкалам) обсчитывается по формуле:

Y = (a+b+c+d): 80 х 100%.

Сумма 80 баллов — это критический показатель (100%).

Анализ шкал. Посчитайте процент по каждой шкале:

Тревожность = а: 20 х 100%.

Фрустрация = в: 20 х 100%.

Агрессивность = с: 20 х 100%.

Ригидность = d: 20 х 100%.

Имеет значение сопоставление показателей между различными шкалами. Можно выстроить иерархический ряд модальностей по мере снижения баллов.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Любая из четырех шкал представляет нежела­тельное негативное переживание и готовность действовать подобным обра­зом. Известно, что часто повторяющиеся устойчивые психические состояния могут стать свойствами личности. Следовательно, человек должен знать о возможности возникновения нежелательных негативных психиче­ских состояний и осознанно управлять ими, регулировать произ­вольно свои переживания и действия.

Ниже представлено описание каждого со­стояния. Обратите внимание на свой балл по каждому из состояний и стремитесь к произвольной регуляции своих переживаний и предполагаемых способов дейст­вия.

Тревожность – мнительность, неуверенность в себе, боязливость. Бывает ситуативная и личностная. Ситуативная тревожность (тревога) – состояние тревоги, неуверенности, вызванное конкретной ситуацией. Личностная тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Проявляется в неуверенности в себе, ожидании неприятностей, неудач, даже когда на это нет объективных причин (4; 16).

Фрустрация (лат. – обман, расстройство, разрушение планов) – психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи. Фрустрация – одна из форм психологического стресса. Важным понятием является фрустрационная толерантность (устойчивость к фрустраторам), в основе которой лежит способность человека к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из нее (4; 16).

Агрессивность – свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном, в области субъектно-субъектных отношений. Является способом самозащиты, может использоваться как упреждающий удар (4; 16).

Ригидность (лат. – жесткий. твердый) – затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Подверженность стереотипам (4; 16).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: