Опросник Басса-Дарки

Задание: Диагностика по опроснику Басса-Дарки (11; 15; 17). Цель опросника - диагностика состояния агрессии (мотивационной и инструментальной), в т.ч. форм агрессии по 8 шкалам.

Авторы опросника - А.Басс и А.Дарки (1957). Дополнительная редакция, унификация расчета показателей, проверка валидности и надежности осуществлены канд.пс.наук А.К.Осницким (Психологический институт РАО).

Опросник не свободен от мотивационных искажений (напри­мер, в связи с социальной желательностью). Требует допол­нительной проверки на надежность полученных результатов (либо с помощью ретеста, либо с помощью других методик). Применение данного опросника в работе сучащимися школы и при работе с учителями было достаточно диагностичным и конструктивным для последующей коррекционной работы.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными (Кэттелл), психических состояний (Спилберг), проективными (Люшер) и др.

БЛАНК ОТВЕТОВ. Опросник состоит из 75 утверждений. Пронумеруйте их в колонки по 10.

ИНСТРУКЦИЯ. Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из четырех возможных ответов: "ДА", "ПОЖАЛУЙ, ДА", "ПОЖАЛУЙ, НЕТ», «НЕТ».

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Временами не могу справиться с желанием навредить ко­му-либо.

2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.

3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.

5. Не всегда получаю то, что мне положено.

6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.

8. Если случается обмануть кого либо, испытываю угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.

11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.

13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.

15. Часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

18. В раздражении хлопаю дверьми.

19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.

20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Думаю, что многие люди не любят меня.

23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.

30. Довольно многие завидуют мне.

31. Требую, чтобы люди уважали мои права.

32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34. От злости иногда бываю мрачным.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.

40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.

43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: "Никогда не доверять чужакам".

46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.

47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.

50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали чело­веком, с которым нелегко ладить.

52. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Дерусь не реже и не чаще других.

56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.

59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.

60. Ругаюсь только от злости.

61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав нужно применить физиче­скую силу, я применяю ее.

63. Иногда выражаю свои гнев тем, что стучу по столу.

64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

67. Часто думаю, что живу неправильно.

68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пы­таются разозлить или оскорбить меня.

71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре часто повышаю голос.

74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

При обработке данных в обычных условиях ответы "ДА" и "ПОЖАЛУЙ, ДА" объединяются (суммируются как ответы "да"), так же как и ответь "НЕТ" и "ПОЖАЛУЙ, НЕТ" (суммируются как ответы "нет").

Суммарные показатели:

ИА – Индекс агрессивности. ИА= («1» + «2» + «3»): 3

ИВ – Индекс враждебности. ИВ = («6» + «7»): 2

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Алгоритм интерпретации:

1. Количественная характеристика состояния агрессии - определите уровень агрессивности и враждебности.

2. Качественная характеристика состояния агрессии:

· на основе сопоставления уровней агрессивности и враждебности, а так же учета результатов диагностики по характералогическим опросникам и опроснику психологических состояний сделайте вывод о наличии или отсутствии мотивационной агрессии;

· сделайте вывод о преобладающих формах агрессивного реагирования.

3. Предложите варианты коррекции негативных тенденций.

Термин "агрессия" чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном "очищении" от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.

Объясняя агрессию как явление и множественные проявления агрессивности с разных теоретических позиций, исследователи предлагали и взаимоисключающие теоретические модели:

· природная модель (инстинкты), в частности - врожденную реакцию че­ловека для "защиты занимаемой территории" (Лоренд, Ардри);

· социальная (противоречия и противодействие усваиваемых норм):

a. реакция личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорци, Фромм),

b. очень широкое распространение получили теории, свя­зывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард),

c. как стремление к господству (Моррисон) и др.;

· теологическая детерминация агрессивности (искушение, смущение, греховность),

· эклектические (нередко их принимают за интеграль­ные) модели, допускающие влияние различных детерминант,

· разноуровневый подход к анализу агрессивных проявлений личности допускает:

a. физиологические истоки,

b. психо­физиологические,

c. деятельностно-преобразующие,

d. собственно личностные (нередко их отождествляют с социальной детер­минацией).

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, ха-рактеризующееся наличием деструктивных (разрушающих) тенденций, в основ­ном в области субъектно-субъектных отношений (А.А.Карелин).

Агрессивные действия могут выступать в качестве:

· способа психической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;

· способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении;

· средства достижения какой-нибудь значимой цели;

· способа решения проблем, возникающих в сложных и труд­ных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность; сами способы могут реализоваться в реальных действиях и поведенческих актах или в символических, замещающих действиях; они могут быть адекватными и неаде­кватными.

Дополним, что существенное значение имеют объективные и субъективно воспринимаемые характеристики проявлений агрессивности. Наблюдателем со стороны поведенческие проявления другого человека могут расцениваться как агрессивные при полном отсутствии агрессии у исполнителя этих проявлений. В то же время реальные агрессивные действия могут проявляться в скрытой, неочевидной для других людей форме.

Агрессивность имеет качественную и количественную харак­теристики.

Количественная характеристика агрессивности (степень выраженности):

· Низкий уровень агрессивности. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д.

· Средний уровень агрессивности говорит о достаточной энергии для преодоления препятствий. Вероятно, дес­труктивный компонент человеческой активности является необ­ходимым в созидательной деятельности, так как потребности ин­дивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодо­лению того, что противодействует этому процессу.

· Высокий уровень. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию, взаимодействие и т.д., что препятсвует достижению личностных целей.

Качественная характеристика агрессивности.

Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не явля­ется жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском созна­нии агрессивность является синонимом "злонамеренной активно­сти". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамерен­ностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность раз­ворачивается.Внешние практические действия могут быть сход­ны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны. Исходя из этого, можно выделить два типа агрессивных проявлений:

1. Мотивационная агрессия, как само­ценность - прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возмож­ность проявления открытой мотивационной агрессии.

2. Инструментальная агрессия, как средство достижения целей, преодоления препятствий.

И мотивационная, и инструментальная агрессия могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными пережи­ваниями (гнев, враждебность).

Практических психологов в боль­шей степени интересует мотивационная агрессия. Выявлению мотивационной агрессии помогает опросник Басса-Дарки. А.Басс разделил понятия «агрессия» и «враждебность».

Враждебность – это «… реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий».

А.Басс и А. Дарки, дифференцируя проявления агрессии и враждебности, выделили следующие формы агрессии:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (проклятия, угрозы, ругань).

3. Косвенная агрессия – использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток, а так же проявление ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости (в крике, топании ногами и т.п.).

4. Негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пас­сивного сопротивления до активной борьбы против требований, правил, законов, установив­шихся обычаев.

5. Раздражение - склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости.

6. Обида - проявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то или всем миром за действи­тельные и мнимые страдания.

7. Подозрительность – склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающая из убеждения в том, что окружающие намерены причинить вред.

8. Чувство вины или аутоагрессия – отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения субъек­та в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо, вредно, злобно или бессовестно, угрызения совести.

Существенной для диагностики проявлений агрессивности является и исходная причина агрессии: патология натуральная (ге­нетически обусловленная или приобретенная в резулътате заболе­вания) или же патология воспитания, патология социализации. (М. Раттер, К. Бютнер).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: