Краткие выводы

ВВЕДЕНИЕ

1.Экономическая теория (ЭТ) как наука, делится на две части: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика изучает закономерности и поведение индивидов и фирм. Макроэкономика исследует совокупные показатели развития экономической системы в целом.

2.Экономическая теория занимается исследованием вопросов что, как и в каком количестве необходимо производить членам общества в условиях неограниченных потребностей и ограниченных ресурсов.

3. Предмет ЭТ – исследование проблем эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов и управление ими для достижения максимального удовлетворения разнообразных потребностей общества.

4. Экономические ресурсы делятся на две категории: а) материальные (природные ресурсы и капитал); б) человеческие (рабочая сила и предпринимательство).

5. Рынок – это форма организации общественного производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен.

6. КПВ (кривая производственных возможностей) показывает максимально возможные и желательные объемы производства товаров Х и У при полном использовании имеющихся ресурсов.

7. Слово «эффективность» употребляется для обозначения условия, при котором все участвующие в производстве ресурсы используются полностью, и увеличение выпуска какого-либо блага возможно лишь при сокращении выпуска других благ, что сопряжено с альтернативными издержками.

8. Альтернативные издержки (альтернативная стоимость) – это количество другого товара, которым необходимо пожертвовать для выпуска данного товара.

9. Перераспределение ресурсов из одной сферы их применения в другую подчиняется закону возрастающих альтернативных затрат. Это означает, что производство дополнительных единиц товара Х потребует отказа от выпуска все большего количества товара У.

10. Оптимальным (наиболее желательным) будет такое распределение ресурсов, когда предельная (дополнительная) выгода от увеличения выпуска товара Х на единицу будет равна предельным (дополнительным) затратам этого выпуска.

Глава 1. ОСНОВЫ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

11. Спрос характеризует готовность и способность покупателя приобретать товары и услуги, а предложение – это готовность производителя предложить к продаже на рынке какие-либо товары.

12. Спрос и предложение изменяются под воздействием переменных факторов, главным из которых является цена товара. К факторам спроса относятся: цена данного товара или услуги; вкусы и предпочтения потребителей; цены на другие товары – заменяющие или дополняющие данный товар, число покупателей данного товара; реклама; ожидания потребителей изменений цен в будущем. К факторам предложения относятся: цена товара; цены на ресурсы; характер технологии; налоги и дотации; число продавцов на данном рынке.

13. Объем спроса (предложения) – это конкретное количество товара, которое будет куплено (продано) по определенной цене. Кривая спроса (предложения) – это множество точек, отражающих зависимость объема покупок (предложения) от цены. Когда изменяется ценовой фактор, на графике происходит скольжение вдоль постоянной кривой спроса (предложения). Сдвиг соответствующих кривых возникает в результате изменения неценовых факторов.

14. Закон спроса (предложения) гласит: величина спроса (предложения) на товар находится в обратной (в прямой) зависимости от его цены. Кривая спроса (предложения) имеет отрицательный (положительный) наклон.

15. На предложение существенное влияние оказывает фактор времени. Чем большим временем располагает производитель, тем больше у него возможностей для расширения производства и предложения товаров. Анализ предложения ведется в мгновенном, кратко - и долгосрочном периодах.

Глава 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ.

16. Взаимодействие спроса и предложения – процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно интересы продавца и покупателя. Рыночная (равновесная) цена отражает такую ситуацию, когда цены покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, в точности равен объему благ, который намерены предложить производители (равновесный объем). В результате складывается рыночное равновесие.

17. Рыночное равновесие – ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению ни равновесной цены, ни равновесного объема продаваемых благ. В состоянии равновесия рынок сбалансирован.

18. Установление фиксированных цен приводит к образованию избытка или дефицита. Налог ухудшает экономическое положение и покупателей и продавцов.

19. Излишек (рента) потребителя – это разница между ценой спроса т.е. максимальной ценой, которую потребители готовы были заплатить за определенное количество товара, и количеством денег, которое они действительно отдали при сложившейся цене равновесия.

20. Излишек (рента), получаемый производителями, представляет собой разницу между рыночной ценой, которую они получили за свой товар, и теми ценами, по которым они готовы были продать свой товар.

Глава 3. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

21. Реакцию, как потребителей, так и производителей на колебания рыночных цен отражает понятие эластичности, существующее в трех основных видах: эластичное, неэластичное и единичное.

22. Формула ценовой эластичности характеризует отношение процентного отношения объема спроса (предложения) к процентному изменению цены.

23. В рыночной экономике наибольшее распространение получили такие коэффициенты эластичности спроса (предложения), как коэффициент прямой ценовой эластичности, перекрестной, эластичности по доходам. На практике применяется метод расчета «точечной» и «дуговой» эластичности.

24. Коэффициент ценовой эластичности спроса почти для всех товаров – отрицательная величина. Однако для характеристики эластичности значение коэффициента берется по модулю (знак минус опускается). Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос считается эластичным, если меньше единицы – неэластичным, если равен единице – говорят о единичной эластичности спроса. Существует также предельная эластичность – абсолютно эластичный спрос (коэффициент равен ∞) и абсолютно неэластичный спрос (коэффициент равен нулю).

25. Перекрестная эластичность спроса по цене выражает относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены на другой товар. Рассчитывают положительную, отрицательную, нулевую эластичности.

26. Положительная перекрестная эластичность спроса относится к взаимозаменяемым товарам; отрицательная – к взаимодополняемым; нулевая – к независимым товарам.

27. Чтобы доказать, что та или иная фирма не является монополистом какого-то товара, она должна обосновать, что выпускаемый ею товар обладает положительной перекрестной эластичностью по сравнению с товаром конкурирующей фирмы.

28. Эластичность спроса оказывает влияние на размеры общей выручки производителей. При эластичном спросе цена и выручка изменяются в противоположных направлениях. При неэластичном спросе связь между ценой и выручкой прямо пропорциональна. Единичная эластичность оставляет величину выручки неизменной.

29. Эластичность спроса по доходу измеряется отношением процентного изменения величины спроса к процентному изменению дохода. Для нормальных товаров эластичность спроса по доходу положительна, для малоценных товаров – отрицательна. Данный вид эластичности показывает перспективность производства. Чем выше эластичность спроса по доходу, тем благоприятнее перспективы выпуска данного товара или оказания услуг.

30. Коэффициент эластичности предложения имеет положительный знак – более высокая цена стимулирует производителей увеличивать выпуск.

31. Предложение считается эластичным, если соответствующий коэффициент больше единицы, неэластичным, если коэффициент меньше единицы. Совершенно эластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены (коэффициент равен ∞). Предложение совершенно неэластично – не увеличивается при увеличении цены (коэффициент эластичности равен нулю).

32. Основной фактор эластичности предложения – время. Выделяют три периода. Текущий – период, в течение которого производители не могут приспособиться к изменению уровня цены. Краткосрочный – производители лишь частично могут приспособить объем выпуска к изменению цены. Долгосрочный – период, достаточный для того, чтобы производители могли полностью приспособиться к изменению цены.

Глава 4. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА РЫНКЕ

33. Ключевую роль в теории потребительского поведения играет понятие полезность, показывающее относительное удовлетворение, которое потребитель получает от использования различных благ. Дополнительное удовлетворение от потребления еще одной единицы блага, получило название предельной полезности.

34. Закон убывающей предельной полезности гласит, что по мере увеличения потребления блага предельная полезность последней потребленной единицы снижается, а общая полезность увеличивается.

35. При анализе потребительского выбора экономисты используют две концепции: кардиналистскую (количественную) и ординалистскую (порядковую).

36. Кардиналисты подразумевают, что можно количественно измерить величину полезности, извлекаемой при потреблении продукта. Предполагается, что рациональный потребитель распределяет свой ограниченный доход таким образом, чтобы получить наибольшее удовлетворение или полезность. Для получения максимума общей полезности потребитель должен учесть цены покупаемых благ и добиться выполнения условия равновесия: предельные полезности всех покупаемых благ в расчете на рубль затрат должны быть равны.

37. В порядковом подходе используется не абсолютная, а ординальная (порядковая) шкала, показывающая предпочтения потребителя или ранг потребляемого набора благ. Поэтому задача максимизации полезности сводится к задаче выбора потребителем наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него.

38. Система предпочтений потребителя графически может быть представлена в виде карты безразличия, состоящей из множества кривых безразличия – линий, каждая точка которых представляет такую комбинацию двух товаров, что потребителю безразлично, какую из них выбрать.

39. Важнейшая характеристика кривой безразличия – ее наклон, абсолютное значение которого в различных точках кривой безразличия выражает норму замены благ.

40. Бюджетное ограничение – это геометрическое место точек, представляющих доступные потребителю комбинации товаров при неизменных ценах на них и фиксированном доходе. Если кривые безразличия отражают предпочтения потребителя, то бюджетные линии – его возможности. При расположении на одном графике кривых безразличия и бюджетной линии появляется возможность определить состояние равновесия (оптимума) потребителя: точка касания бюджетной линии и наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия.

Глава 5. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА

41. Теория производства изучает соотношение между количеством применяемых ресурсов и объемом выпуска. Одна из главных проблем рыночной экономики – добиться того, чтобы полезность произведенной продукции превышала полезность затраченных ресурсов.

42. Основной инструмент анализа производства – производственная функция, описывающая количественную зависимость между выпуском продукции и затратами ресурсов. Один и тот же объем выпуска может быть достигнут при различных комбинациях ресурсов (технологиях).

43. Предельный продукт МР – дополнительное количество продукции, получаемой в результате использования одной дополнительной единицы вводимого переменного фактора производства. Предельный продукт в денежной форме представляет собой дополнительный доход, получаемый фирмой от использования дополнительной единицы вводимого переменного ресурса. Его величина характеризует предельную доходность переменного продукта МRР.

44. Закон убывающей доходности (производительности) гласит, что по мере увеличения некоторого вводимого фактора производства величина предельного продукта изменяется, вначале возрастая, а затем уменьшаясь до нуля, после чего она становится отрицательной. Общий выпуск производства будет максимальным в точке, соответствующей нулевому значению предельного продукта.

45. Изокванта – кривая, показывающая различные комбинации ресурсов, таких, как труд и капитал, которые могут быть использованы для производства заданного количества продукции при данном состоянии технологии. Чем дальше от начала координат расположена изокванта, тем больший объем выпуска она отражает, а, следовательно, тем больше ресурсов должна для этого использовать фирма. Наклон изокванты отражает замещаемость одного фактора производства другим в производственном процессе, абсолютное значение которого в различных точках изокванты выражает норму технического замещения факторов MRTSLK.

46. Изокоста – линия, показывающая комбинации ресурсов, которые можно приобрести за одинаковую сумму денег. Если любое сочетание можно приобрести за одну и ту же сумму, то математическим выражением зависимости выпуска от затраченных ресурсов служит уравнение равных затрат.

47. Равновесие производителя достигается в точке касания изокосты и изокванты, определяющей наименьшую стоимость ресурсов при заданном объеме производства.

Глава 6. ПРОИЗВОДСТВО И ТЕОРИЯ ЗАТРАТ

48. Поскольку все используемые в производстве ресурсы ограничены, то они носят альтернативный характер.

49. Явные затраты представляют собой денежные затраты на покупку сырья, материалов, оплату рабочей силы и др. фактические затраты; неявные затраты связаны с возможным альтернативным использованием средств производства, принадлежащих владельцу фирмы.

50. Бухгалтерские затраты отражают явные затраты предприятия, а экономические затраты есть сумма неявных и бухгалтерских затрат. Бухгалтерская прибыль – это разница между доходом и явными затратами. Экономическая прибыль – разница между бухгалтерской прибылью и неявными затратами.

51. Различают затраты в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном периоде выделяют постоянные и переменные затраты. В долгосрочном периоде все затраты переменные.

52. Постоянные затраты FC – это затраты, величина которых не зависит о т объема выпускаемой продукции. К переменным затратам VC относят затраты, которые зависят от объема выпуска. Сумма постоянных и переменных затрат составляет общие затраты TC.

53. Средние постоянные AFC, средние переменные AVC и общие средние затраты ATC – это постоянные, переменные и общие затраты производства в расчете на единицу продукции.

54. Предельные затраты МС – это затраты, связанные с выпуском дополнительной единицы продукции. Они равны изменению общих затрат, деленному на изменение объема произведенной продукции.

55. Планируя развитие, предприятие ориентируется на достижение минимальных средних издержек при каждом данном объеме выпуска. Оптимальная для краткосрочного периода технико-экономическая политика не всегда является таковой с позиции долгосрочного периода.

56. Кривая долгосрочных средних затрат LATC обычно имеет дугообразную форму. В начале процесса расширения производства мелкой фирмой действует положительный эффект масштаба. При значительном увеличении объемов производства возникает отрицательный эффект масштаба из-за сложностей управления крупномасштабным производством.

Примеры тестов.

1. Парето-эффективность – это ситуация, при которой:

а) соблюдается паритет интересов отдельных экономических агентов;

б) один экономический агент может повысить количество потребляемых им благ только за счет снижения потребления другого;

в) имеются возможности повысить благосостояние всех экономических агентов;

г) производится любой набор благ в области, ограниченной кривой производственных возможностей.

2. Функция спроса – это:

а) зависимость объема предложения от объема спроса на товар;

б) зависимость объема спроса от объема предложения товара;

в) зависимость объема спроса от дохода потребителя;

г) зависимость объема спроса от цены товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: