Е) Правовое регулирование

Правовое регулирование государством рыночной экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), защиту прав предпринимательства и коммерции, интересов покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеют: антимонопольное законодательство и дефляционная политика.

Антимонопольное законодательство впервые осуществлено в США в виде знаменитых «антитрестовских законов, которые позже были восприняты всеми рыночно-развитыми странами мира. Для отечественной экономики, с ее невиданным уровнем монополизации производства и обращения, антимонопольное регулирование становится главным условием перехода к цивилизованным отношениям.

Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:

- жесткий контроль над ценами предприятий монополистов,

- дезинтеграция сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур,

- поддержка конкуренции (в том числе и посредничеством контролируемого допуска на отечественный рынок иностранных производителей),

- поощрение диверсификации,

- антимонопольная экспертиза принимаемых законов.

Монополизм относится к числу имманентных тенденций рыночной экономики. К тому же формы монопольного статуса постоянно изменяются, приспосабливаясь к специфике конкретных сфер. Поэтому антимонополизм образует постоянное направление государственного регулирования рыночной экономики.

Столь же актуальна и дефляционная политика государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие ее инфляционные процессы.

В строго экономическом смысле инфляция есть рост цен как результат опережения объема платежеспособного спроса по сравнению со стоимостным объемом предложения. Поэтому дефляционная политика ограничена выбором:

- или стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует жесткого ограничения прироста денежных доходов населения,

- или переход к равновесным (свободным) рыночным ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен,

- или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

Драма антиинфляционной политики в том, что первые два средства, сулящие наибольший эффект, социально крайне болезненны, а третье - малоэффективно в ситуации бегства от денег, подталкивающей предпринимателей к росту цен, а не производства.




double arrow
Сейчас читают про: