Рыночная экономика невозможна без денежного обращения движения товарных ценностей. Организатором же денежного обращения может выступать только государство.
Вот почему в широком смысле «финансы» всегда представляют государственно-организованную систему денежных отношений в обществе. Уже одна эта функция объективно придает государству роль «регулятора» рыночной экономики. Действительно, размеры банкнотной (наличной) и депозитно-чековой (безналичной) денежной эмиссии, степень ее обеспеченности реальными активами оказывает непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов (определяя величину платежеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота денежной единицы и ее валютный курс).
Однако понятие «финансы» имеет и более узкий смысл, означая совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства («государственный бюджет»), образование и использование которого есть главный инструмент финансового регулирования государством рыночной экономики.
Основным источником государственных доходов (в результате которых и образуется государственный бюджет) являются налоги, а также предпринимательская деятельность самого государства (доходы от госпредприятий, сдача объектов госсобственности в аренду, продажа лицензий и права на концессию, таможенные пошлины, эмиссия и продажа государственных ценных бумаг).
Хотя размеры государственных доходов растут, величина государственных расходов растет еще быстрее. Основными направлениями использования государственного бюджета в современном обществе являются:
- субсидии, дотации и кредиты частному бизнесу, что позволяет направлять предпринимательскую активность в социально-значимые сферы рыночной экономики, а также оказывать поддержку частным предприятиям, попадающим в кризисную ситуацию («средства на санацию»);
- сферы образования, здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения;
- стратегические инвестиции в производственную и социальную инфраструктуру, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, на оборону, поддержку экспорта, охрану окружающей среды;
- государственное потребление (государственные закупки товаров и услуг), стимулирующие прирост дополнительного спроса.
Понятно, что размеры по каждому из названных направлений способны оказать ощутимое влияние на деятельность рыночных субъектов в соответствующих сферах экономики.
В настоящее время государство обладает широким «набором» эффективных финансовых регуляторов: налоги, инвестиции, дотации кредиты, ставки учетного процента, льготы для производящих приоритетную социальную продукцию, регулирование цен, финансирование крупных научно-технических программ, государственное предпринимательство.
1. Налоги. История налогов насчитывает более пяти тысяч лет, в течение которых из архаичных жертвоприношений они стали, превратились сначала в принудительные повинности, а затем обрели современный вид – обязательные государственные сборы. Именно справедливость и рациональность налогообложения придает рыночной экономике цивилизованный характер.
Современная налоговая система стремится реализовать следующие принципы:
- обязательность и всеобщность налогообложения физических и юридических лиц;
- сочетание прямого и косвенного налогообложения;
- применение льготного налогообложения;
- стабильность и динамика налоговой ставки (в зависимости от сферы занятости и уровня доходов налогоплательщиков);
неотвратимость административной и финансовой ответственности налогоплательщиков за сокрытие доходов (объектов), подлежащих налогообложению.
Осуществление каждого из названных принципов на практике представляет сложную проблему.
Налоги делятся на две большие группы – налоги с населения и налоги с предприятий. Мировая тенденция соотношения между ними состоит в возрастании первых и уменьшении вторых.
Главная форма прямого налогообложения населения – «подоходный налог», которому присуще значительное колебание налоговой ставки (от 10% до 50%), а также льготы для определенных социальных категорий. Подоходные налоги уплачивают как по месту работы, так и на основе личных налоговых деклараций.
Объектом налога на предприятие долгое время была только ее прибыль, но сегодня этот налог распространяется также на часть издержек производства и обращения предприятия.
Постоянно возрастающую долю налоговых поступлений в бюджет составляют «косвенные» налоги (акцизы, налоги на предметы потребления, таможенные пошлины), принимающие форму надбавок к ценам на товары и услуги.
Разновидностью налогов являются обязательные платежи, определяемые спецификой объекта налогообложения – налоги на недвижимость, на земельную собственность, на наследство, штрафы за загрязнение окружающей среды, за нарушение антимонопольного законодательства и т.д.
Маневрируя ставками налога и налоговыми льготами, государство может существенно регулировать предпринимательскую деятельность.
2. Инвестиции. В результате сбора налогов государство распоряжается крупными денежными средствами, что позволяет ему проводить самостоятельную инвестиционную политику, воздействуя тем самым на поведение частных инвесторов.
Инвестиции - это вложения в капитал, как денежный, так и реальный. Они осуществляются в виде денежных средств, банковских вкладов, паев, акций и других ценных бумаг, вложений в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность, имущественные права и другие ценности. Подобное определение можно назвать бухгалтерским, так как оно охватывает все виды активов (средств) предприятия.
Государственные инвестиции и заказы создают гарантированный рынок, обеспечивая реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнерам.
Цель государственной инвестиционной политики – структурная перестройка экономики и регулирование темпов экономического роста. Здесь государство применяет следующие методы: выделение бюджетных ассигнований на финансирование целевых инвестиционных программ, изменение налоговых ставок на инвестируемую прибыль, маневрирование уровнем и условиями процента на государственный кредит.
3. Дотации – денежные суммы, выделяемые из государственного бюджета для преодоления отраслевых кризисов. Обычно дотации предоставляются предприятиям, чья продукция имеет важное социальное и народнохозяйственное значение, но чрезмерные затраты на которую делают производство нерентабельным. За счет дотаций государство поддерживает относительно низкие цены на отдельные товары.
Дотации – необходимый элемент государственных расходов, который не должен, однако, в рыночной экономике превращаться в «универсальное» средство решения экономических проблем.
4. Учетные ставки. Разница между номиналом ценных бумаг и размером их досрочной уплаты называется «учетной ставкой». Назначая ее, центральный банк регулирует активность коммерческих баков, а тем самым и предпринимательскую активность.
5. Регулирование цен. Государство вправе установить предельные цены на продукцию предприятий-монополистов, а также на базовые для данной страны производительные ресурсы. На социально-значимые товары массового спроса устанавливаются предельные уровни розничных цен (или надбавок к ним), а также рентабельности производящих их предприятий.