Ж) Экономическая природа государственного долга

Идеальным состоянием государственного бюджета считается баланс его расходной и доходной частей. Однако во всех странах расходная часть обычно превышает доходную, т. е. существует дефицит бюджета. Это значит, что государство должно искать дополнительные средства для финансирования своих расходов. Их можно получить несколькими способами: 1) напечатать бумажных денег в количестве, необходимом для покрытия расходов; 2) одолжить денег у граждан и организаций своей страны; 3) одолжить денег у иностранных государств и финансовых организаций.

Первый способ решения проблемы бюджетного дефицита связан с ростом инфляции. Поэтому государство, как правило, прибегает к внутренним и внешним заимствованиям, вследствие чего и образуется «государственный долг». Государственный долг - это задолженность государства по займам, произведенным как внутри страны, так и за рубежом. В зависимости от рынка, на, котором он размещается, государственный долг подразделяется на «внутренний, и «внешний», Внутренний долг возникает в случае, когда государство размещает свои ценные бумаги внутри страны. Внешний долг возникает, когда государство получает кредиты от иностранных государств, иностранных банков, международных финансовых организаций, либо размещает ценные бумаги за рубежом.

В зависимости от сроков, на которые предоставляются денежные средства, долговые обязательства подразделяются на краткосрочные (до J года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет).

В настоящее время во всех странах растет как внутренний, так и внешний долг, однако рост государственного долга не беспределен. Практика показывает, что если он более чем в. 2,5 раза превышает ВВП, то возникают серьезные социально-экономические последствия, если государство «проедает, (неэффективно использует) полученные средства.

С середины 80-х годов многие страны взяли курс на сокращение государственного долга: уменьшаются расходы на военные нужды, сокращается численность вооруженных сил, в оборонной промышленности проводится конверсия, сворачиваются многие социальные программы, закрываются или приватизируются малорентабельные предприятия государственного сектора.

Государственный долг является составной частью общегосударственного долга. Последний включает также долг центрального правительства, долг государственных компаний, задолженность местных органов власти и ряд других долгов.

Считается, что внутренний государственный долг не очень опасен для экономики, - ведь это долг самим себе: держатели долга одновременно являются и должниками. Зато внешний государственный долг приводит к перемещению материальных ценностей за рубеж. Государство - должник теряет часть своего экономического потенциала.

Однако и внутренний государственный долг имеет ряд серьезных отрицательных последствий.

1. В условиях депрессивной экономики для обслуживания долга правительство вынуждено обращаться за новыми займами, что приводит к дальнейшему его росту.

2. Обслуживание долга - его погашение и уплата процентов - является тяжелым бременем для экономики и для населения страны. С одной стороны, это увеличивает бюджетный дефицит, с другой - вынуждает повышать налоги.

3. С целью привлечения покупателей к «своим» ценным бумагам государство идет на повышение их доходности по сравнению с доходностью ценных бумаг компаний; в результате повышается средняя норма ссудного процента и сокращаются капиталовложения в экономику.

4. В связи с повышением доходности государственных ценных бумаг увеличивается разрыв между процентными ставками и доходностью в реальном секторе экономики, что вызывает перелив капитала из сферы производства в сферу обращения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: