Инфляция как рост среднего уровня цен есть результат соотношения объемов прироста товарной и денежной массы, т.е.
прирост количества денег (%)
Уровень инфляции =
прирост количества товаров (%)
Из формулы видно, что инфляция порождается или уменьшением количества товаров, или увеличением количества денег (отсюда видны два направления ее обуздания: уменьшение денежной или увеличение товарной массы).
Наибольшие потери от инфляции несут социальные группы, располагающие только фиксированным доходом (т.е. доходом постоянного размера) – работники, получающие твердый оклад; пенсионеры; нетрудоспособные, живущие на социальные пособия; вкладчики банка, имеющие счета с фиксированным процентом; держатели облигаций и привилегированных акций (с фиксированным дивидендом).
Однако некоторые группы общества выигрывают от инфляции – работники тех фирм, продукция которых продолжает пользоваться повышенным спросом (они могут повышать свою зарплату по мере роста инфляции); должники, поскольку они возвращают обесценившиеся деньги; правительство, поскольку прогрессивная (возрастающая) ставка налога на растущую зарплату и прибыль приносит в казну больше налоговых поступлений.
Общетеоретическое правило в период инфляции таково: для сохранения прежнего уровня жизни необходимо, чтобы рост доходов соответствовал темпу роста инфляции.
Трудоспособные в сфере частного бизнеса добиваются роста доходов собственными усилиями, а занятые в государственно секторе и пенсионерам доходы индексируются.
Однако в целом инфляция разрушительна для рыночной экономики:
− инфляция обесценивает многолетние денежные сбережения всех участников экономики;
− при инфляции становится бессмысленным превращение части дохода в сбережения;
− это вынуждает расходовать весь доход на потребительские блага, что усиливает спрос и еще больший рост цен;
− сокращается объем кредитов, ибо кредитовать становиться невыгодным: это приводит к сокращению инвестиций, а значит, и объема производства, и даже – росту безработицы;
− останавливаются предприятия с длительным циклом производства, поскольку обесценившаяся выручка не может возместить издержки;
− неопределенность ситуации снижает предпринимательскую активность, поскольку инфляция не позволяет рассчитывать перспективные цены, а с ними – будущий доход.
При этом инфляция может наблюдаться как при росте цен, так и при их искусственной стабилизации. Это все объясняет, почему борьба с инфляцией имеет приоритет в экономической политике любого государства. Антиинфляционная экономика может существовать при достижении следующих условий:
1) равенства между денежным спросом и предложением;
2) отсутствия бюджетного дефицита;
3) равенства сбережений и инвестиций.
Поскольку такие условия не реальны, то потенциально инфляционные процессы объективно присущи рыночной экономике. Поскольку главная задача государства состоит не в устранении инфляции, а в установлении контроля над ней.
Виды инфляции различают по ряду признаков:
1. По характеру появления:
- открытая - связанная с инфляционным ростом цен, требует контроля над ценами и их динамикой;
- скрытая или подавленная - рост цен может не наблюдаться при жестком государственном контроле над ценами в условиях товарного дефицита.
2. По темпам роста цен:
- умеренная - цены растут в пределах 10% в год, что не вызывает паники и не оказывает влияния на деловые контракты;
- галопирующая - цены растут в пределах 20 - 200% в год, при этом деньги ускоренно материализуются в товары, контракты привязываются к росту цен;
- гиперинфляция - цены растут астрономически - 500 - 1000% в год, а иногда и в более короткие промежутки времени, что означает неуправляемость и крах денежной системы, оказывает разрушительное влияние на экономику;
- инфляционный шок - связан с одномоментным резким повышением цен.
3. По месту расположения:
- локальная - в пределах одной страны;
- мировая - охватывает ряд стран или мировое пространство.