В соответствии с теорией человеческого капитала неконкурирующие группы - а, следовательно, дифференциация заработной платы - существуют в большей степени из-за различных инвестиций в человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал - это любое действие, которое повышает квалификацию и способности, или, другими словами, производительность труда рабочих. Человеческий капитал – это результат предыдущего "производства": получения образования, воспитания, других навыков. Затраты на приобретение знаний расцениваются как инвестиции формирующие капитал, который в последующем будет приносить его владельцу регулярную прибыль в виде высокого заработка, престижной и интересной работы, повышения социального статуса.
Подобно затратам предпринимателей на станки и оборудование, затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы, или издержки, осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем. В целом инвестиции в человеческий капитал бывают трех видов:
|
|
1) расходы на образование; образование формирует рабочую силу, которая становится более квалифицированной и производительной;
2) расходы на здравоохранение; профилактика заболеваний медицинское обслуживание, диетическое питание и улучшение жилищных условий - все это удлиняет срок жизни, повышает работоспособность и производительность труда рабочих;
3) расходы на мобильность, благодаря которым рабочие мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью, составляют наименее очевидную форму инвестиций в человеческий капитал. Как и образование, географическая миграция рабочих влечет за собой издержки в настоящем, чтобы получить выгоду в будущем от повышения рыночной стоимости их трудовых услуг. Иначе говоря, нанимаемые рабочие воплощают в себе будущий поток трудовых услуг.
Согласно теории человеческого капитала производительность труда и соответственно рыночная стоимость трудовых услуг (заработная плата) определяются в значительной степени тем, сколько отдельный человек или его семья и наниматель считают необходимым инвестировать в образование и обучение, здравоохранение и размещение рабочих мест.
Решения об инвестировании в технику и технологию и инвестировании в человека фактически очень схожи. Экономическую отдачу от инвестиций в образование можно рассматривать как дополнительный доход в течение жизни, который будет получать выпускник по сравнению с работниками меньшей квалификации. Эту разницу в доходах, получаемых в течение всей жизни, можно определить и сравнить с затратами на образование и вычислить размер дохода от инвестиций на образование. Все это необходимо учитывать для экономического обоснования инвестиций на получение дополнительного образования. Это важно также для общества, чтобы определять соответствующий баланс между инвестициями в людей и инвестициями в оборудование.