Вопрос. Национальный продукт и формы его исчисления. Баланс народного хозяйства и система национальных счетов

При рассмотрении результатов процесса воспроизводства на националь­ном уровне следует прежде всего отметить, что результаты общественного воспроизводства страны могут быть измерены по-разному в зависимости от отечественной и западной методологии счета.

В соответствии с отечествен­ной методологией подсчета результатов процесса воспроизводства, приня­той в бывших странах социализма, в качестве основных показателей служит совокупный общественный продукт (СОП), конечный общественный продукт (КОП), чистый общественный продукт (ЧОП), национальный доход (НД), прибавочный продукт (ПП). В основе методологии их исчисления лежала марксистская доктрина о деле­нии общественного производства на материальное и нематериаль­ное и соответствующем делении общественного труда (как един­ственного источника создания стоимости выпускаемого продукта) на производительный и непроизводительный. Производительным считался только труд, затраченный в сфере материального производства, понятие которого связывалось с созданием продукции, имеющей натурально-вещественную форму, и доведением ее до конечных потребителей.

Совокупный общественный продукт представляет собой сумму валовой продукции отраслей материального производства: промышленности, сельского хозяйства, строительства, материально-технического снабжения заготовок сельскохозяйственной продукции, транспорта и связи в производственного обслуживания, торговли, имеющей отношение к процес­су доработки товаров. Таким образом, оценивался сам факт создания продукта вне зависимости от того, был данный продукт реализован или нет.

Методика подсчета результатов производства исходит из того, что СОП создается только в отраслях материального производства и труд занятых в этих отраслях является производительным, создающим материальные блага, имеющие стоимость. В отличие от этого труд занятых в от­раслях социального обслуживания является непроизводительным и не соз­дающим стоимость. Работники, занятые в отраслях социального обслужива­ния, получают заработную плату за счет перераспределения доходов, созданных в отраслях материального производства. Источником заработной платы работников социальной или непроизводственной сферы выступает или государственный бюджет, или доходы населения.

Методика исчисления данного показателя путем суммирования ва­лового выпуска взаимосвязанных отраслей предусматривала вклю­чение в его состав промежуточного продукта (ПП), т.е. продукта, используемого в течение года в процессе производства. В результате возникал повторный счет затрат сырья, материалов, инструмента, топлива и энергии, учитываемых на разных стадиях производствен­ного цикла одних и тех же товаров.

В целях исключения повторного счета использовался показатель конечного общественного продукта (КОП), рассчитываемого как разность между совокупным и промежуточным продуктами.

По своему материально-вещественному составу КОП состоит из предметов потребления и продуктов инвестиционного назначе­ния, включающих, во-первых, созданные в течение года средства труда, направляемые как на возмещение выбывших, так и на их увеличение, во-вторых, прирост запасов предметов труда и про­дукции на складах предприятий. В стоимостной структуре КОП вы­деляются два основных элемента - амортизационные отчисления (АО) и денежный эквивалент произведенного чистого общественного продукта (ЧОП), который, со­гласно марксистскому пониманию труда, интерпретировался как вновь созданная стоимость, т.е. национальный доход (НД).

В составе НД на стадии его использования выделяются такие элементы, как фонд потребления (ФП), фонд накопления (ФН) и чистый экс­порт (ЧЭ) - разница между экспортом и импортом. Таким обра­зом, в его состав не включаются средства труда, идущие на возмещение выбывших из процесса производства.

Связь между показателями общественного продукта, исчислен­ными на основе рассмотренной методологии, может быть пред­ставлена следующим образом:

ВОП — ПП = КОП;

КОП — АО = ЧОП = НД = ФН + ФП + ЧЭ.

Как макроэкономический показатель СОП имеет достаточно высокую ценность для анализа, несмотря на имеющиеся недостатки. По стоимости совокупный общественный продукт состоит из трех элементов: с + V + m, где с - материально-производственные затраты, или фонд воз­мещения; v - необходимый продукт, или фонд заработной платы и прирав­ненных к ней платежей работникам сферы материального производства; m - прибавочный продукт, образующийся сверх необходимого продукта и служащий источником для расширения производства и развития непроиз­водственной сферы.

Структура СОП по стоимости предоставляет огромный материал для макроэкономического анализа. Так, отношение материально-производствен­ных затрат к валовому общественному продукту

позволяет судить об уровне и динамике материалоемкости производства. При этом показатели материалоемкости могут сравниваться как в отрасле­вом, так и в территориальном аспектах. Отношение прибавочного продукта к необходимому

называется нормой прибавочного продукта и характеризует пропорцию, в соответствии с которой вновь созданная стоимость делится на выплаченные работникам материального производства доходы и ту часть, которая может быть использована для накопления и увеличения потребления в следующем воспроизводственном цикле.

Отношение необходимого продукта к валовому общественному продукту показывает, с какими расходами на

заработную плату связано производство СОП.

В соответствии с отечественной методологией, если из совокупного общест­венного продукта вычесть стоимость материально-производственных затрат, получится стоимость произведенного национального дохода.

Национальный доход - это вновь созданная стоимость, то, что «при­бавлено» живым трудом к прошлому, овеществленному труду, к стоимо­сти потребленных средств производства.

Как и весь СОП, национальный доход создается производительным тру­дом отраслей материального производства.

Национальный доход - основной макроэкономический показатель. Мето­ды счета этого показателя, объективность и полнота статистических данных для исчисления национального дохода имеют научную и практическую значимость. Национальный доход (НД) служит источником для определения уровня экономического развития страны (НД / численность населения страны), производительности общественного труда (НД / занятое население страны).

Анализ темпов и факторов роста национального дохода позволяет судить об изменениях в уровне жизни населения страны, для сравнительного эконо­мического анализа различных стран.

В результате перераспределения произведенного национального дохода образуется использованный национальный доход, который состоит из фондов — накопления и потребления.

В экономической теории и статистике зарубежных стран, а на­чиная с 1988 г. и в нашей стране для измерения общественного продукта используются показатели, исчисленные на основе систе­мы национальных счетов (СНС).

На базе СНС рассчитываются следующие показатели обществен­ного продукта.

Валовой национальный продукт (ВНП), представляющий рыноч­ную ценность всех предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных в течение года с помощью факторов производства, принадлежащих данной стране.

Он близок по своему экономическому смыслу к показателю КОП, но превышает его на стоимость услуг нематериального производ­ства. ВНП включает стоимость благ, произведенных в текущем пе­риоде. Следовательно, в него не включаются рыночные цены про­даваемых в данном году, но существовавших ранее товаров, таких, как построенные ранее дома, подержанные автомобили или ста­ринные картины. Вместе с тем комиссионные вознаграждения тор­говых посредников, продающих эти товары, включаются в состав ВНП, поскольку посредники оказывают текущие услуги по согласованию интересов продавцов и покупателей и эти услуги являют­ся составной частью общего объема производства данного года.

Валовой внутренний продукт (ВВП) является своеобразной мо­дификацией ВНП, но в отличие от последнего определяется как стоимость всей совокупности конечных товаров и услуг, произве­денных в данной стране в течение года. На основе ВВП учитывают­ся конечные результаты производственной деятельности на терри­тории данной страны всех экономических субъектов независимо от их национальной принадлежности.

Различие между ВНП и ВВП дво­якое. С одной стороны, при расчетах ВВП из ВНП вычитается сум­ма доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом (заработная плата, проценты, дивиденды и т.д.). С другой стороны, при расчете ВВП к ВНП прибавляются аналогичные доходы инос­транцев, получаемые в данной стране. Например, дивиденды, по­лучаемые иностранными инвесторами, учитываются в ВНП стра­ны их постоянного проживания и ВВП страны, акции корпораций которой приобретены иностранцами. Когда ВНП превышает ВВП, жители данной страны получают за границей больше доходов, чем иностранцы получают в данной стране. Обратная ситуация (ВВП > ВНП) означает, что иностранцы получают больше доходов от производственной деятельности в данной стране, чем жители данной страны за границей. Как правило, разница между ВВП и ВНП не­значительна и составляет + 1% от ВВП. В соответствии с рекоменда­циями статистической службы ООН в большинстве стран (в том числе в России) в качестве основного показателя измерения обще­ственного продукта используется показатель ВВП. В США и Япо­нии в качестве основного используется показатель ВНП.

Таким образом, ВВП или ВНП связаны между собой следующим соотношением:

ВВП = ВНП - СФД,

где СФД - сальдо факторных доходов, поступающих из-за грани­цы, и факторных доходов, полученных зарубежными инвесто­рами в данной стране.

Принятый в качестве основного показатель (ВВП или ВНП) рас­считывается двояким образом. С одной стороны, он определяется как сумма расходов конечных пользователей на покупку товаров и услуг, с другой - как сумма доходов субъектов хозяйственной деятельности, созданных в процессе производства. Очевидно, что при исчислении на основе раз­ных способов величина показателя должна быть одинакова, поскольку купля (расходование денег) и продажа (получение денег) являются двумя сторонами одной и той же сделки. Это положение может быть представлено в виде тождества:

Объем расходов, произведенных в данном году =

= Денежный доход, полученный от производства продукции данного года.

При расчете ВНП по расходам суммируются следующие основ­ные виды расходов:

Y= C + Ig+ G+ Xn,

С - личные потребительские расходы, включающие денежные средства населения, направляемые на покупку товаров текущего потребления (хлеб, молоко, зубная паста и т.д.), товары длитель­ного пользования (автомобили, бытовая техника и др.), а также на оплату услуг (парикмахеры, врачи, юристы и др.);

Ig - валовые частные внутренние инвестиции, состоящие их по­купок предпринимателями машин и оборудования, всех затрат на строительство и изменений запасов оборотных фондов;

G - государственные закупки товаров и услуг, включающие рас­ходы федеральных и местных органов власти на приобретение ко­нечной продукции и покупку всех производственных ресурсов. Единственным видом бюджетных расходов государства, не вхо­дящим в этот элемент совокупных расходов, являются трансферт­ные платежи, которые не отражают увеличения текущего произ­водства, а являются формой перераспределения государственных расходов;

Xn - чистый экспорт, представляющий разницу между величи­ной затрат иностранцев на покупку товаров данной страны и объе­мом расходов страны на покупку иностранных товаров.

Исчисление ВНП по доходам характеризует по­рядок его распределения на доходы субъектов хозяйственной дея­тельности (вознаграждение за труд, рентные платежи, процент, прибыль) и образование распределенных средств, не связанных с выплатой доходов:

Y = W + R + i + M+ A + Nb.

Вознаграждение за труд наемных работников (W) является са­мой крупной статьей доходов. К этой категории доходов относятся: заработная плата, выплачиваемая фирмами наемным работникам, а также множество дополнений к заработной плате (взносы предпринимателей на социальное страхование, в частные фонды соци­ального обеспечения, медицинского обслуживания и пр.).

Рентные платежи (R) представляют собой доходы, получае­мые собственниками земли, зданий и сооружений. Процент (i) об­разует статью доходов собственников денежного капитала. Прибыль (М) состоит из двух основных элементов - прибылей корпораций и доходов на собственность. В системе национальных счетов в со­ставе прибыли корпораций выделяются, во-первых, налоги на при­быль корпораций, т.е. часть прибыли, получаемая правительством; во-вторых, дивиденды - часть прибыли, выплачиваемая акционе­рам в виде дохода на акции; в-третьих, нераспределенная прибыль корпораций, направляемая на увеличение реальных активов фирм (инвестиции в средства производства, ценные бумаги, увеличение денежных средств на счетах в банке). К категории "доходы на соб­ственность" в СНС относится прибыль некорпоративного предпри­нимательского сектора.

Средства, не связанные с выплатой доходов, включают амор­тизационные отчисления (А) и косвенные налоги на бизнес (Nb), входящие в состав издержек фирм. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на имущество, лицензионные платежи и таможенные пошлины.

Наряду с расчетом ВНП по расходам и по доходам су­ществует третий метод его исчисления, основанный на концепции добавленной стоимости. Добавленная стоимость представляет со­бой разницу между выручкой от реализации продукции (отдельной фирмы или отрасли в целом) и стоимостью сырья и материалов, потребленных при производстве данной продукции. Просуммиро­вав добавленную стоимость, создаваемую во всех секторах эконо­мики, можно определить величины показателей ВНП и ВВП, характеризующих рыночную ценность всех конечных товаров и ус­луг, произведенных либо за счет использования ресурсов данной страны, либо на ее территории.

Рассчитанное на базе национальных счетов значе­ние ВНП и ВВП служит основой для определения всех других по­казателей общественного продукта, а также для показателей, характеризующих распределение национального дохода.

Чистый национальный продукт (ЧНП) представляет собой сум­му конечной продукции и услуг, оставшуюся для потребления после замены списанного оборудования. Он меньше ВНП на сумму амор­тизационных отчислений.

Национальный доход (НД) характеризует величину доходов всех поставщиков производственных ресурсов, с помощью которых со­здается ЧНП. Единственным компонентом ЧНП, который не отра­жает текущего вклада экономических ресурсов, являются косвен­ные налоги на бизнес (акцизы, таможенные пошлины, фискаль­ные монопольные налоги). Поэтому при исчислении НД величина последних вычитается из денежного объема ЧНП. Необходимость такого расчета определяется тем, что государство, взимая косвен­ные налоги, ничего не вкладывает в производство и поэтому его нельзя рассматривать как поставщика производственных ресурсов.

На основе показателя национального дохода стоимость произ­веденных в стране конечных товаров и услуг оценивается по фак­торным издержкам, а не по рыночной стоимости, завышенной по сравнению с факторными издержками на величину косвенных на­логов. Таким образом, он представляет собой чистый "заработан­ный доход общества". Этим и определяется значение НД как мак­роэкономического показателя результатов национального произ­водства и его широкое применение в теоретическом анализе.

Личный доход (ЛД) представляет собой полученный доход в от­личие от НД, который является заработанным доходом. Различия между личным и национальным доходами определяются двумя об­стоятельствами. Во-первых, часть заработанного дохода (взносы на социальное страхование, налоги на прибыль корпораций, объем их нераспределенной прибыли) не поступает населению. Во-вторых, часть получаемого ЛД поступает отдельному домохозяйству не в форме факторного дохода, а в виде трансфертных платежей госу­дарства (пенсий, стипендий, пособий). Размеры трансфертных по­ступлений определяются действующими нормативными актами и социальным положением семьи или индивидуума, а не его участи­ем в производстве общественного продукта. Таким образом, ЛД на­селения может быть исчислен путем вычитания из НД суммы всех невыплачиваемых населению доходов (СНД) и прибавления госу­дарственных трансфертных платежей населению (ТП).

Располагаемый доход (РД) характеризует ту часть личного дохо­да, которую население может тратить по своему усмотрению. Для его расчета из ЛД вычитается общая сумма прямых налогов, вы­плачиваемых населением из личного дохода (НЛД). К основным видам налогов, выплачиваемых из личного дохода, относятся по­доходный налог, налог на прибыль в некорпоративном секторе эко­номики, налог на имущество и налог на наследство.

Взаимосвязь всех основных макроэкономических показателе исчисляемых на основе системы национальных счетов, может быть представлена следующим образом:

ЧНП = ВНП — АО, или ЧНП = ВВП — АО;

НД = ЧИП — Nb;

ЛД = НД — СНД + ТП;

РД = ЛД — НЛД.

Достоинства и недостатки двух методов исчисления конечных макроэкономических показателей: СОП и ВНП.

Главным недостатком исчисления совокупного общественного продукта по отечественной методологии является повторность счета материально-производственных затрат.

Однако достоинства счета ВОП по отечественной методологии значи­тельно превосходят указанный недостаток. Как бы ни исчислялся нацио­нальный доход, он производится только в сфере материального производст­ва и приравненных к нему услуг. Источником доходов всех остальных групп населения является или государственный бюджет, или заработная плата. За­висимость доходов работников непроизводственной сферы с особой очевид­ностью выступает в условиях спада материального производства, снижения его экономической эффективности и экономических кризисов. Темпы и уровень производимого национального дохода могут слу­жить реальным отражением изменений в жизни населения страны. Как уже отмечалось, достоинства исчисляемых по отечественной методологии мак­роэкономических показателей состоят также в возможностях широкого их использования для экономических исследований.

Что касается западной методологии исчисления макроэкономических по­казателей, то она имеет достоинство - отсутствие повторного счета материально-производственных затрат. Недостаток в том, что часть социальных услуг не имеет рыночной цены, в связи с чем их рассчитывают суммами вы­плаченной заработной платы. При исчислении ВНП все продукты рассмат­риваются независимо от того, являются ли они результатом производства или сами составляют его издержки. Например, некоторые экономисты считают, что полиция и суд - это издержки общества и их зарплату надо не прибавлять к ВНП, а считать равной нулю или даже исключать из него.

Баланс народного хозяйства и система национальных счетов.

Макроэкономические показатели используются для анализа, планирова­ния, прогнозирования и государственного регулирования воспроизводствен­ных процессов. В этих целях в странах с директивно-централизованным хо­зяйством использовали систему баланса народного хозяйства, а в странах с рыночной экономикой - систему национальных счетов.

Принципы построения той и другой системы одинаковы и основаны на использовании двойной записи и бухгалтерском учете. Каждая из систем в одной своей части отражает ресурсы, в другой - их использование.

Система баланса народного хозяйства представляет собой совокуп­ность наиболее общих, взаимосвязанных показателей, объединенных рядом балансовых таблиц, которые характеризуют условия и результаты расши­ренного воспроизводства.

Система баланса народного хозяйства включает в себя множество конкретизирующих его отдельных балансов, играющих важную самостоятель­ную роль в процессе воспроизводства: баланс производства общественной продукта и его использования; баланс производства национального дохода, его распределения, перераспределения и использования; сводный баланс трудовых ресурсов и их использования; баланс доходов и расходов населе­ния; финансовый баланс доходов и расходов государства (бюджет). Сводная таблица баланса народного хозяйства - это дальнейшие обобщения всех разделов баланса, их синтез.

В систему баланса народного хозяйства входят материальные балансы, охватывающие более 500 видов продукции и сырья и примыкающие к ба­лансу общественного продукта, составляя вместе с ним единое целое.

Конкретизацией баланса общественного продукта служит межотраслевой баланс (МОБ), представляющий собой шахматную таблицу, которая может быть большой или малой в зависимости от числа включенных в нее отраслей.

Теоретическую основу построения баланса народного хозяйства состав­ляет классическая теория воспроизводства общественного продукта и на­ционального дохода, развитая и дополненная отечественной экономической наукой в соответствии с практикой и теми изменениями, которые происхо­дили в развитии народного хозяйства.

Главными теоретическими принципами при составлении баланса народ­ного хозяйства были:

- подход к воспроизводству с позиций общественного разделения труда на материальное производство и непроизводственную сферу;

- разделение всего валового общественного продукта на два подразделе­ния: I - производство средств производства и II — производство про­дуктов потребления;

- деление промышленной продукции на две группы «А» и «Б» (средства производства и предметы потребления);

- равенство: I (c+v+m) =IC+IIC — основное условие нормального функцио­нирования национального хозяйства при простом воспроизводстве;

- наличие основного условия: I (c+v+m)> IC+IIC для расширенного воспроизводства.

В связи с переходом бывших социалистических стран к рыночным отно­шениям перед ними встал вопрос выбора системы баланса национальной экономики: или система баланса народного хозяйства по советской методо­логии, или система национальных счетов по методологии западных стран. Рассматривалась возможность реализации различных вариантов - от ис­пользования только системы баланса народного хозяйства до создания су­персистемы, сочетающей западную и советскую методологии.

Очевидно, что система национальных счетов (СНС) приобретает значимость международного стандарта в оценке основных показателей экономи­ческого развития страны. Переходным к нему этапом служит принятый в начале 1993 г. усовершенствованный стандарт СНС, учитывающий особенно­сти стран с переходной экономикой.

Национальное счетоводство - это система национальных счетов и один из важнейших инструментов государственного регулирования макро­экономических процессов.

Система национальных счетов (СНС) представляет собой свод балансовых экономических таблиц, отражающих, с одной стороны, расходы субъектов хозяйственной деятельности на покупку това­ров, с другой - их доходы от результатов хозяйственной деятель­ности. Основная цель национального счетоводства заключается в получении на основе данных статистической отчетности количе­ственной информации о производстве, распределении и об исполь­зовании общественного продукта. Для этого по каждому из макро­экономических субъектов и народному хозяйству в целом составля­ется система функциональных счетов, отражающих участие данного субъекта в следующих хозяйственных процессах:

производстве благ и услуг;

образовании национального дохода;

распределении национального дохода;

перераспределении национального дохода;

использовании национального дохода;

изменении имущества;

кредитовании и финансировании.

Национальные счета позволяют упорядочить информацию о хо­зяйственной деятельности, играя в национальной экономике роль, подобную системе бухгалтерских счетов на предприятии. При под­счете макроэкономических показателей на основе СНС не прово­дятся различия между материальным и нематериальным производ­ством. Поэтому в них учитываются все оплаченные товары и услуги. Единственными видами производства, не учитываемыми в СНС, являются производство товаров и услуг домашними хозяйствами для внутреннего потребления; производство промежуточного продукта, потребляемого внутри сферы бизнеса, и нелегальное произ­водство товаров и услуг.

Национальное счетоводство предоставляет возможность объективной оценки экономического прошлого страны, служит источником для выработки действенной экономической политики и базой для планирования и прогнози­рования экономического развития страны. Национальные счета - это разно­видность балансовых построений: доходы/расходы; ресурсы/их использова­ние; использование конечного продукта и национального дохода страны.

Важную роль в системе национальных счетов играют сводная экономи­ческая таблица (СЭТ), в которой получают отражение счета всех институци­онных секторов, и таблица «затраты — выпуск», т.е. межотраслевой баланс.

В последние годы западные специалисты все чаще обращают внима­ние на недостатки отражения доходов в действующей системе нацио­нальных счетов. Предлагается, в частности, перейти от суммирования до­ходов всех действующих в экономике единиц к их учету как результату добавленной стоимости, т.е. как первичному доходу от производства и продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: