При рассмотрении результатов процесса воспроизводства на национальном уровне следует прежде всего отметить, что результаты общественного воспроизводства страны могут быть измерены по-разному в зависимости от отечественной и западной методологии счета.
В соответствии с отечественной методологией подсчета результатов процесса воспроизводства, принятой в бывших странах социализма, в качестве основных показателей служит совокупный общественный продукт (СОП), конечный общественный продукт (КОП), чистый общественный продукт (ЧОП), национальный доход (НД), прибавочный продукт (ПП). В основе методологии их исчисления лежала марксистская доктрина о делении общественного производства на материальное и нематериальное и соответствующем делении общественного труда (как единственного источника создания стоимости выпускаемого продукта) на производительный и непроизводительный. Производительным считался только труд, затраченный в сфере материального производства, понятие которого связывалось с созданием продукции, имеющей натурально-вещественную форму, и доведением ее до конечных потребителей.
|
|
Совокупный общественный продукт представляет собой сумму валовой продукции отраслей материального производства: промышленности, сельского хозяйства, строительства, материально-технического снабжения заготовок сельскохозяйственной продукции, транспорта и связи в производственного обслуживания, торговли, имеющей отношение к процессу доработки товаров. Таким образом, оценивался сам факт создания продукта вне зависимости от того, был данный продукт реализован или нет.
Методика подсчета результатов производства исходит из того, что СОП создается только в отраслях материального производства и труд занятых в этих отраслях является производительным, создающим материальные блага, имеющие стоимость. В отличие от этого труд занятых в отраслях социального обслуживания является непроизводительным и не создающим стоимость. Работники, занятые в отраслях социального обслуживания, получают заработную плату за счет перераспределения доходов, созданных в отраслях материального производства. Источником заработной платы работников социальной или непроизводственной сферы выступает или государственный бюджет, или доходы населения.
Методика исчисления данного показателя путем суммирования валового выпуска взаимосвязанных отраслей предусматривала включение в его состав промежуточного продукта (ПП), т.е. продукта, используемого в течение года в процессе производства. В результате возникал повторный счет затрат сырья, материалов, инструмента, топлива и энергии, учитываемых на разных стадиях производственного цикла одних и тех же товаров.
|
|
В целях исключения повторного счета использовался показатель конечного общественного продукта (КОП), рассчитываемого как разность между совокупным и промежуточным продуктами.
По своему материально-вещественному составу КОП состоит из предметов потребления и продуктов инвестиционного назначения, включающих, во-первых, созданные в течение года средства труда, направляемые как на возмещение выбывших, так и на их увеличение, во-вторых, прирост запасов предметов труда и продукции на складах предприятий. В стоимостной структуре КОП выделяются два основных элемента - амортизационные отчисления (АО) и денежный эквивалент произведенного чистого общественного продукта (ЧОП), который, согласно марксистскому пониманию труда, интерпретировался как вновь созданная стоимость, т.е. национальный доход (НД).
В составе НД на стадии его использования выделяются такие элементы, как фонд потребления (ФП), фонд накопления (ФН) и чистый экспорт (ЧЭ) - разница между экспортом и импортом. Таким образом, в его состав не включаются средства труда, идущие на возмещение выбывших из процесса производства.
Связь между показателями общественного продукта, исчисленными на основе рассмотренной методологии, может быть представлена следующим образом:
ВОП — ПП = КОП;
КОП — АО = ЧОП = НД = ФН + ФП + ЧЭ.
Как макроэкономический показатель СОП имеет достаточно высокую ценность для анализа, несмотря на имеющиеся недостатки. По стоимости совокупный общественный продукт состоит из трех элементов: с + V + m, где с - материально-производственные затраты, или фонд возмещения; v - необходимый продукт, или фонд заработной платы и приравненных к ней платежей работникам сферы материального производства; m - прибавочный продукт, образующийся сверх необходимого продукта и служащий источником для расширения производства и развития непроизводственной сферы.
Структура СОП по стоимости предоставляет огромный материал для макроэкономического анализа. Так, отношение материально-производственных затрат к валовому общественному продукту
позволяет судить об уровне и динамике материалоемкости производства. При этом показатели материалоемкости могут сравниваться как в отраслевом, так и в территориальном аспектах. Отношение прибавочного продукта к необходимому
называется нормой прибавочного продукта и характеризует пропорцию, в соответствии с которой вновь созданная стоимость делится на выплаченные работникам материального производства доходы и ту часть, которая может быть использована для накопления и увеличения потребления в следующем воспроизводственном цикле.
Отношение необходимого продукта к валовому общественному продукту показывает, с какими расходами на
заработную плату связано производство СОП.
В соответствии с отечественной методологией, если из совокупного общественного продукта вычесть стоимость материально-производственных затрат, получится стоимость произведенного национального дохода.
Национальный доход - это вновь созданная стоимость, то, что «прибавлено» живым трудом к прошлому, овеществленному труду, к стоимости потребленных средств производства.
Как и весь СОП, национальный доход создается производительным трудом отраслей материального производства.
Национальный доход - основной макроэкономический показатель. Методы счета этого показателя, объективность и полнота статистических данных для исчисления национального дохода имеют научную и практическую значимость. Национальный доход (НД) служит источником для определения уровня экономического развития страны (НД / численность населения страны), производительности общественного труда (НД / занятое население страны).
|
|
Анализ темпов и факторов роста национального дохода позволяет судить об изменениях в уровне жизни населения страны, для сравнительного экономического анализа различных стран.
В результате перераспределения произведенного национального дохода образуется использованный национальный доход, который состоит из фондов — накопления и потребления.
В экономической теории и статистике зарубежных стран, а начиная с 1988 г. и в нашей стране для измерения общественного продукта используются показатели, исчисленные на основе системы национальных счетов (СНС).
На базе СНС рассчитываются следующие показатели общественного продукта.
Валовой национальный продукт (ВНП), представляющий рыночную ценность всех предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных в течение года с помощью факторов производства, принадлежащих данной стране.
Он близок по своему экономическому смыслу к показателю КОП, но превышает его на стоимость услуг нематериального производства. ВНП включает стоимость благ, произведенных в текущем периоде. Следовательно, в него не включаются рыночные цены продаваемых в данном году, но существовавших ранее товаров, таких, как построенные ранее дома, подержанные автомобили или старинные картины. Вместе с тем комиссионные вознаграждения торговых посредников, продающих эти товары, включаются в состав ВНП, поскольку посредники оказывают текущие услуги по согласованию интересов продавцов и покупателей и эти услуги являются составной частью общего объема производства данного года.
Валовой внутренний продукт (ВВП) является своеобразной модификацией ВНП, но в отличие от последнего определяется как стоимость всей совокупности конечных товаров и услуг, произведенных в данной стране в течение года. На основе ВВП учитываются конечные результаты производственной деятельности на территории данной страны всех экономических субъектов независимо от их национальной принадлежности.
|
|
Различие между ВНП и ВВП двоякое. С одной стороны, при расчетах ВВП из ВНП вычитается сумма доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом (заработная плата, проценты, дивиденды и т.д.). С другой стороны, при расчете ВВП к ВНП прибавляются аналогичные доходы иностранцев, получаемые в данной стране. Например, дивиденды, получаемые иностранными инвесторами, учитываются в ВНП страны их постоянного проживания и ВВП страны, акции корпораций которой приобретены иностранцами. Когда ВНП превышает ВВП, жители данной страны получают за границей больше доходов, чем иностранцы получают в данной стране. Обратная ситуация (ВВП > ВНП) означает, что иностранцы получают больше доходов от производственной деятельности в данной стране, чем жители данной страны за границей. Как правило, разница между ВВП и ВНП незначительна и составляет + 1% от ВВП. В соответствии с рекомендациями статистической службы ООН в большинстве стран (в том числе в России) в качестве основного показателя измерения общественного продукта используется показатель ВВП. В США и Японии в качестве основного используется показатель ВНП.
Таким образом, ВВП или ВНП связаны между собой следующим соотношением:
ВВП = ВНП - СФД,
где СФД - сальдо факторных доходов, поступающих из-за границы, и факторных доходов, полученных зарубежными инвесторами в данной стране.
Принятый в качестве основного показатель (ВВП или ВНП) рассчитывается двояким образом. С одной стороны, он определяется как сумма расходов конечных пользователей на покупку товаров и услуг, с другой - как сумма доходов субъектов хозяйственной деятельности, созданных в процессе производства. Очевидно, что при исчислении на основе разных способов величина показателя должна быть одинакова, поскольку купля (расходование денег) и продажа (получение денег) являются двумя сторонами одной и той же сделки. Это положение может быть представлено в виде тождества:
Объем расходов, произведенных в данном году =
= Денежный доход, полученный от производства продукции данного года.
При расчете ВНП по расходам суммируются следующие основные виды расходов:
Y= C + Ig+ G+ Xn,
С - личные потребительские расходы, включающие денежные средства населения, направляемые на покупку товаров текущего потребления (хлеб, молоко, зубная паста и т.д.), товары длительного пользования (автомобили, бытовая техника и др.), а также на оплату услуг (парикмахеры, врачи, юристы и др.);
Ig - валовые частные внутренние инвестиции, состоящие их покупок предпринимателями машин и оборудования, всех затрат на строительство и изменений запасов оборотных фондов;
G - государственные закупки товаров и услуг, включающие расходы федеральных и местных органов власти на приобретение конечной продукции и покупку всех производственных ресурсов. Единственным видом бюджетных расходов государства, не входящим в этот элемент совокупных расходов, являются трансфертные платежи, которые не отражают увеличения текущего производства, а являются формой перераспределения государственных расходов;
Xn - чистый экспорт, представляющий разницу между величиной затрат иностранцев на покупку товаров данной страны и объемом расходов страны на покупку иностранных товаров.
Исчисление ВНП по доходам характеризует порядок его распределения на доходы субъектов хозяйственной деятельности (вознаграждение за труд, рентные платежи, процент, прибыль) и образование распределенных средств, не связанных с выплатой доходов:
Y = W + R + i + M+ A + Nb.
Вознаграждение за труд наемных работников (W) является самой крупной статьей доходов. К этой категории доходов относятся: заработная плата, выплачиваемая фирмами наемным работникам, а также множество дополнений к заработной плате (взносы предпринимателей на социальное страхование, в частные фонды социального обеспечения, медицинского обслуживания и пр.).
Рентные платежи (R) представляют собой доходы, получаемые собственниками земли, зданий и сооружений. Процент (i) образует статью доходов собственников денежного капитала. Прибыль (М) состоит из двух основных элементов - прибылей корпораций и доходов на собственность. В системе национальных счетов в составе прибыли корпораций выделяются, во-первых, налоги на прибыль корпораций, т.е. часть прибыли, получаемая правительством; во-вторых, дивиденды - часть прибыли, выплачиваемая акционерам в виде дохода на акции; в-третьих, нераспределенная прибыль корпораций, направляемая на увеличение реальных активов фирм (инвестиции в средства производства, ценные бумаги, увеличение денежных средств на счетах в банке). К категории "доходы на собственность" в СНС относится прибыль некорпоративного предпринимательского сектора.
Средства, не связанные с выплатой доходов, включают амортизационные отчисления (А) и косвенные налоги на бизнес (Nb), входящие в состав издержек фирм. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на имущество, лицензионные платежи и таможенные пошлины.
Наряду с расчетом ВНП по расходам и по доходам существует третий метод его исчисления, основанный на концепции добавленной стоимости. Добавленная стоимость представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции (отдельной фирмы или отрасли в целом) и стоимостью сырья и материалов, потребленных при производстве данной продукции. Просуммировав добавленную стоимость, создаваемую во всех секторах экономики, можно определить величины показателей ВНП и ВВП, характеризующих рыночную ценность всех конечных товаров и услуг, произведенных либо за счет использования ресурсов данной страны, либо на ее территории.
Рассчитанное на базе национальных счетов значение ВНП и ВВП служит основой для определения всех других показателей общественного продукта, а также для показателей, характеризующих распределение национального дохода.
Чистый национальный продукт (ЧНП) представляет собой сумму конечной продукции и услуг, оставшуюся для потребления после замены списанного оборудования. Он меньше ВНП на сумму амортизационных отчислений.
Национальный доход (НД) характеризует величину доходов всех поставщиков производственных ресурсов, с помощью которых создается ЧНП. Единственным компонентом ЧНП, который не отражает текущего вклада экономических ресурсов, являются косвенные налоги на бизнес (акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги). Поэтому при исчислении НД величина последних вычитается из денежного объема ЧНП. Необходимость такого расчета определяется тем, что государство, взимая косвенные налоги, ничего не вкладывает в производство и поэтому его нельзя рассматривать как поставщика производственных ресурсов.
На основе показателя национального дохода стоимость произведенных в стране конечных товаров и услуг оценивается по факторным издержкам, а не по рыночной стоимости, завышенной по сравнению с факторными издержками на величину косвенных налогов. Таким образом, он представляет собой чистый "заработанный доход общества". Этим и определяется значение НД как макроэкономического показателя результатов национального производства и его широкое применение в теоретическом анализе.
Личный доход (ЛД) представляет собой полученный доход в отличие от НД, который является заработанным доходом. Различия между личным и национальным доходами определяются двумя обстоятельствами. Во-первых, часть заработанного дохода (взносы на социальное страхование, налоги на прибыль корпораций, объем их нераспределенной прибыли) не поступает населению. Во-вторых, часть получаемого ЛД поступает отдельному домохозяйству не в форме факторного дохода, а в виде трансфертных платежей государства (пенсий, стипендий, пособий). Размеры трансфертных поступлений определяются действующими нормативными актами и социальным положением семьи или индивидуума, а не его участием в производстве общественного продукта. Таким образом, ЛД населения может быть исчислен путем вычитания из НД суммы всех невыплачиваемых населению доходов (СНД) и прибавления государственных трансфертных платежей населению (ТП).
Располагаемый доход (РД) характеризует ту часть личного дохода, которую население может тратить по своему усмотрению. Для его расчета из ЛД вычитается общая сумма прямых налогов, выплачиваемых населением из личного дохода (НЛД). К основным видам налогов, выплачиваемых из личного дохода, относятся подоходный налог, налог на прибыль в некорпоративном секторе экономики, налог на имущество и налог на наследство.
Взаимосвязь всех основных макроэкономических показателе исчисляемых на основе системы национальных счетов, может быть представлена следующим образом:
ЧНП = ВНП — АО, или ЧНП = ВВП — АО;
НД = ЧИП — Nb;
ЛД = НД — СНД + ТП;
РД = ЛД — НЛД.
Достоинства и недостатки двух методов исчисления конечных макроэкономических показателей: СОП и ВНП.
Главным недостатком исчисления совокупного общественного продукта по отечественной методологии является повторность счета материально-производственных затрат.
Однако достоинства счета ВОП по отечественной методологии значительно превосходят указанный недостаток. Как бы ни исчислялся национальный доход, он производится только в сфере материального производства и приравненных к нему услуг. Источником доходов всех остальных групп населения является или государственный бюджет, или заработная плата. Зависимость доходов работников непроизводственной сферы с особой очевидностью выступает в условиях спада материального производства, снижения его экономической эффективности и экономических кризисов. Темпы и уровень производимого национального дохода могут служить реальным отражением изменений в жизни населения страны. Как уже отмечалось, достоинства исчисляемых по отечественной методологии макроэкономических показателей состоят также в возможностях широкого их использования для экономических исследований.
Что касается западной методологии исчисления макроэкономических показателей, то она имеет достоинство - отсутствие повторного счета материально-производственных затрат. Недостаток в том, что часть социальных услуг не имеет рыночной цены, в связи с чем их рассчитывают суммами выплаченной заработной платы. При исчислении ВНП все продукты рассматриваются независимо от того, являются ли они результатом производства или сами составляют его издержки. Например, некоторые экономисты считают, что полиция и суд - это издержки общества и их зарплату надо не прибавлять к ВНП, а считать равной нулю или даже исключать из него.
Баланс народного хозяйства и система национальных счетов.
Макроэкономические показатели используются для анализа, планирования, прогнозирования и государственного регулирования воспроизводственных процессов. В этих целях в странах с директивно-централизованным хозяйством использовали систему баланса народного хозяйства, а в странах с рыночной экономикой - систему национальных счетов.
Принципы построения той и другой системы одинаковы и основаны на использовании двойной записи и бухгалтерском учете. Каждая из систем в одной своей части отражает ресурсы, в другой - их использование.
Система баланса народного хозяйства представляет собой совокупность наиболее общих, взаимосвязанных показателей, объединенных рядом балансовых таблиц, которые характеризуют условия и результаты расширенного воспроизводства.
Система баланса народного хозяйства включает в себя множество конкретизирующих его отдельных балансов, играющих важную самостоятельную роль в процессе воспроизводства: баланс производства общественной продукта и его использования; баланс производства национального дохода, его распределения, перераспределения и использования; сводный баланс трудовых ресурсов и их использования; баланс доходов и расходов населения; финансовый баланс доходов и расходов государства (бюджет). Сводная таблица баланса народного хозяйства - это дальнейшие обобщения всех разделов баланса, их синтез.
В систему баланса народного хозяйства входят материальные балансы, охватывающие более 500 видов продукции и сырья и примыкающие к балансу общественного продукта, составляя вместе с ним единое целое.
Конкретизацией баланса общественного продукта служит межотраслевой баланс (МОБ), представляющий собой шахматную таблицу, которая может быть большой или малой в зависимости от числа включенных в нее отраслей.
Теоретическую основу построения баланса народного хозяйства составляет классическая теория воспроизводства общественного продукта и национального дохода, развитая и дополненная отечественной экономической наукой в соответствии с практикой и теми изменениями, которые происходили в развитии народного хозяйства.
Главными теоретическими принципами при составлении баланса народного хозяйства были:
- подход к воспроизводству с позиций общественного разделения труда на материальное производство и непроизводственную сферу;
- разделение всего валового общественного продукта на два подразделения: I - производство средств производства и II — производство продуктов потребления;
- деление промышленной продукции на две группы «А» и «Б» (средства производства и предметы потребления);
- равенство: I (c+v+m) =IC+IIC — основное условие нормального функционирования национального хозяйства при простом воспроизводстве;
- наличие основного условия: I (c+v+m)> IC+IIC для расширенного воспроизводства.
В связи с переходом бывших социалистических стран к рыночным отношениям перед ними встал вопрос выбора системы баланса национальной экономики: или система баланса народного хозяйства по советской методологии, или система национальных счетов по методологии западных стран. Рассматривалась возможность реализации различных вариантов - от использования только системы баланса народного хозяйства до создания суперсистемы, сочетающей западную и советскую методологии.
Очевидно, что система национальных счетов (СНС) приобретает значимость международного стандарта в оценке основных показателей экономического развития страны. Переходным к нему этапом служит принятый в начале 1993 г. усовершенствованный стандарт СНС, учитывающий особенности стран с переходной экономикой.
Национальное счетоводство - это система национальных счетов и один из важнейших инструментов государственного регулирования макроэкономических процессов.
Система национальных счетов (СНС) представляет собой свод балансовых экономических таблиц, отражающих, с одной стороны, расходы субъектов хозяйственной деятельности на покупку товаров, с другой - их доходы от результатов хозяйственной деятельности. Основная цель национального счетоводства заключается в получении на основе данных статистической отчетности количественной информации о производстве, распределении и об использовании общественного продукта. Для этого по каждому из макроэкономических субъектов и народному хозяйству в целом составляется система функциональных счетов, отражающих участие данного субъекта в следующих хозяйственных процессах:
производстве благ и услуг;
образовании национального дохода;
распределении национального дохода;
перераспределении национального дохода;
использовании национального дохода;
изменении имущества;
кредитовании и финансировании.
Национальные счета позволяют упорядочить информацию о хозяйственной деятельности, играя в национальной экономике роль, подобную системе бухгалтерских счетов на предприятии. При подсчете макроэкономических показателей на основе СНС не проводятся различия между материальным и нематериальным производством. Поэтому в них учитываются все оплаченные товары и услуги. Единственными видами производства, не учитываемыми в СНС, являются производство товаров и услуг домашними хозяйствами для внутреннего потребления; производство промежуточного продукта, потребляемого внутри сферы бизнеса, и нелегальное производство товаров и услуг.
Национальное счетоводство предоставляет возможность объективной оценки экономического прошлого страны, служит источником для выработки действенной экономической политики и базой для планирования и прогнозирования экономического развития страны. Национальные счета - это разновидность балансовых построений: доходы/расходы; ресурсы/их использование; использование конечного продукта и национального дохода страны.
Важную роль в системе национальных счетов играют сводная экономическая таблица (СЭТ), в которой получают отражение счета всех институционных секторов, и таблица «затраты — выпуск», т.е. межотраслевой баланс.
В последние годы западные специалисты все чаще обращают внимание на недостатки отражения доходов в действующей системе национальных счетов. Предлагается, в частности, перейти от суммирования доходов всех действующих в экономике единиц к их учету как результату добавленной стоимости, т.е. как первичному доходу от производства и продукции.