| ТИПЫ БАРЬЕРОВ
| ВИДЫ МОНОПОЛИЙ
|
| 1. Преимущества низких издержек
крупного производства, основанные
на положительном эффекте масштаба
2. Собственность на уникальные
природные ресурсы
| ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
монополия, в которой LATC минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок данного товара
|
| 3. Патенты, лицензии, авторские права. 4. Исключительные права, получаемые
от правительства
| ЗАКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ
монополия, имеющая юридическую защиту
от конкурентов
|
| 5. Врéменная монополизация рынка
данного продукта
| ОТКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ
монополия, являющаяся единственным производителем данного товара без специальной защиты от конкурентов (рынки новых видов продукции)
|
| Основа возникновения экономической монополии
| − концентрация производства и капитала;
− централизация капитала
|
| Монополия выросла на базе конкурентной борьбы и является экономической монополией, т.е. монополией на воспроизводимые факторы производства – средства производства, рабочую силу, научно-технические изобретения. Особенность экономической монополии состоит в том, что она действует не в условиях дефицита, а массового производства товаров и услуг. С другой стороны, монополия может реализовать свое исключительное положение только через конкуренцию. Вырастая из свободной конкуренции, монополия не устраняет ее, а существует над ней и рядом с ней, порождая ряд особенно крупных и острых конфликтов.
Конкуренция развертывается по 3м направлениям:
─ между монополиями одной и разных отраслей (внутри − и межотраслевая конкуренция),
─ внутри монополий между собственниками капитала,
─ между монополизированным и немонополизированным сектором.
В последней трети ХIХ в. высокие темпы технического прогресса привели к появлению новых отраслей, которые с самого начала развивались как отрасли с высоким уровнем концентрации. Новые производительные силы не вмещались в рамки мелкого производства, требуя новых организационно-хозяйственных форм. Такой формой стала монополия как крупное производство.
|
| ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ МОНОПОЛИИ
|
| I. 60 – 70 гг. ХIХ в.
| монополии – единичное явление
|
| II. После кризиса 1873 г. – конец ХIХ в.
| усиление концентрации, но монополии все еще исключение
|
| III. Подъем конца ХIХ в. – кризис 1900-1903 гг.
| монополии становятся основой экономики.
|
| Ускорению процесса концентрации производства и капитала способствовали развитие кредита и акционерной формы предприятий. Эти факторы способствовали сосредоточению подавляющей части производства ведущих отраслей промышленности
в руках небольшого числа крупных и крупнейших предприятий, впоследствии ставших монополиями.
|
| | | |
| ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ МОНОПОЛИЙ
|
| картель
| соглашение фирм одной отрасли о квотах производства и сбыта, ценах и разделе рынков сбыта
|
| синдикат
| соглашение фирм одной отрасли об организации совместного сбыта продукции
|
| трест
| объединение фирм одной или нескольких отраслей на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом продукции
|
| концерн
| многоотраслевая система компаний с единым финансовым центром
|
| конгломерат
| объединение предприятий разных отраслей, не имеющих производственно-технологической связи с основным профилем головной компании
|
| консорциум
| врéменное соглашение фирм разных отраслей для решения крупной экономической задачи
|